IPB

Здравствуйте, Гость ( Вход | Регистрация )

2 Страниц V  < 1 2  
Reply to this topicStart new topic
> Эксперимент
Isidor
сообщение Jan 3 2009, 12:15
Сообщение #21


Завсегдатай
******

Модератор
Сообщений: 5 239
Регистрация:
11.3.2007
Из: Москва-Фрязино-С-Петербург
Пользователь №: 23



ЦИТАТА(Deivy Jons @ Jan 2 2009, 20:13) *
Чем же тогда эксперимент отличатся от предписаний в стратегийческой терапии? От рекомендаций педагогического психолога? Я нередко встречаю недоразумения которые случаются у начинающих терапевтов, когда терапевт предлагает эксперимент и ему кажется само собой разумеющимся, что цель предлагаемых действий - исследований и предполагается новая осведомленностьть, новое сознавание. А клиент так же по умолчангию убежден, что терапевт ему предлагает руководство по достижению его целей (цаще всего снискать власти над ближними). Все таки руководство, обучение и терапевтический эксперимент это разные вещи.

Я думаю сейчас, что начальном этапе терапии ничем, т.к. как не объясняй клиенту, что я сам не знаю толком, чем закончится эксперимент для него, будет ли он полезен, и если будет, то чем, но клиент все равно поймет это в более привычном для него кллюче.

Значит ли это, что эксперимент на начальном этапе терапии не существует и возможен только тогда, когда появляется диалог?


--------------------
Алексей Смирнов, психиатр, гештальт-терапевт и просто добрый Фей
Go to the top of the page
 
+Quote Post
Nerevarin
сообщение Jan 3 2009, 16:24
Сообщение #22


Завсегдатай
******

Гештальт-терапевт
Сообщений: 1 627
Регистрация:
10.3.2007
Из: Минск
Пользователь №: 12



Я думаю, эксперимент возможен на любом этапе работы в гештальт-терапии. Эксперимент предлагает терапевт, но может провести и сам клиент. Эксперимент это своего рода игра, модель ситуации или поведения, в которой клиент может повести себя (сказать, сделать, подумать, сыграть, выразить …) себя каким-то необычным или новым способом, или рискнуть совершить что-то прежде запретное или небезопасное, допустимое в терапии. Эксперимент может быть выражением заведомо и очевидно абсурдного действия, которые клиент не может, если он не в психозе, воспринять как реально руководство к действию. Например, клиенту который хочет бросить курить можно предложить выбросить пачку сигарет прямо сейчас, и наблюдать, какие при этом переживания.
Значительная часть экспериментов связана с ролями клиент / терапевт или форматом работы. Можно, например, предложить клиенту (в определенном контексте) сесть спиной друг к другу и молчать пол сессии. Или предложит клиенту делать все что угодно в комнате, словно он здесь один (направлено на увеличение неопределенности). Или предложить отвечать на фразы терапевта голосом на тон выше и т.д. Число экспериментов бесконечно, я на каждой сессии выдумываю новые.
Я не думаю, что терапевт так уж совсем не знает, чем закончится эксперимент для клиента, это как-то странно для меня. Я бы не хотел, чтобы мне мой терапевт предлагал эксперименты с полным незнанием зачем и для чего. Обычно эксперимент возникает в голове терапевта исходя из нескольких, 2-3 гипотез, и у терапевта есть представление о вариантах исхода эксперимента. Ведь эксперимент преследует несколько целей – для клиента это 1. осознавание, 2. новый опыт, для терапевта – 3. проверка гипотезы. Иногда правда клиенты сильно удивляют выдавая совершенно неожиданный результат. Вообще когда клиент меня сильно удивляет, это хороший признак продвижения в терапии. В синергетике это явление называется джокером – скачкообразное перемещение из одной точки фазового пространства в другую.

Я различаю эксперимент и упражнения. Упражнения подразумевают более-менее точную инструкцию, которую выполняет клиент, и которая подразумевает пользу для него. В ГТ огромное количество упражнений, массу из них написал сам Перлз. Я активно использую в терапии упражнения, именно как руководство к действию для клиента, направленное на его саморазвитие. Но если упражнение пошло как-то не так, или вдруг клиент не хочет его делать, то упражнение тот час же превращается в эксперимент.

Эксперимент – новшество и прогрессивное достижение ГТ. Полевая модель ГТ еще больше ориентирована на эксперименты. В психоанализе например нет никаких экспериментов, они запрещены самой методологией работы. В КПТ экспериментов тоже нет, потому как любой эксперимент там это упражнение. Кроме того, эксперимент сам по себе подразумевает работу с сопротивлением, независимо от того, выполнил клиент его или сразу категорически отказался, эксперимент достиг своей цели. Работа с сопротивлением (за счет его усиления и осознавания) – особенность ГТ.


--------------------
Каждый человек по-своему прав, а по моему - нет.
Go to the top of the page
 
+Quote Post
sergun
сообщение Jan 3 2009, 18:55
Сообщение #23


Завсегдатай
******

Член клуба
Сообщений: 6 809
Регистрация:
21.3.2008
Из: Санкт-Петербург
Пользователь №: 369



ЦИТАТА
Сереж, а в чем существенная разница?

Эксперимент - всегда в рамках гипотезы, которая в свою очередь - в рамках теории. В эксперименте мы соотносим известные по сути нам процессы и проверяем нечто предполагаемое. Опыт - это когда нам неведомо что получится в итоге. Знание, полученное в эксперименте - транспарентно (от франц. transparent — прозрачный), очевидно, понятно всем. Знание, полученное в опыте - уникально и индивидуально.
Но самое главное и важное оличие - именно для процесса терапии и консультирования. Одна и та же процедура может быть для терапевта/психолога - экспериментом, а для клиента - опытом. Существенная разница - в весе, в степени важности результатов.
Ну вот, например, помните эпизод с суперменом Брюсом Уилисом, который поджёг из последних сил дорожку из топлива, вытекающего из баков взлетающего лайнера, полного злодеев? Один бросок зажигалки и зло побеждено. Огонь догоняет лайнер и злодей сгорают, как в аду.
Для меня эксперимент будет заключаться в том, чтобы выяснить, способна ли догнать огненная дорожка взлетающий лайнер или нет.
А для кого-то это опыт победы зла над добром. И вот когда мы пробуем поджечь керосиновую дорожку и выясняем, что керосин в разлитом виде вообще, зараза, не загорается от зажикалки, для меня - это просто удивительный факт, а для кого-то - вселенский обман и победа сил зла.
Конечно же это - метафора, иллюстрация, рисунок. Но когда я на сесии предлагаю клиенту "А нет ли у вас желания попробовать..." я отдаю себе отчёт в том, что ни я ни клиент не имеем сейчас ни малейшего представления что именно получутся у клиента в результате этого опыта. Никаких подтверждений или опровержений, гипотез и теорий. Поэтому для меня это не похоже на эксперимент.
Go to the top of the page
 
+Quote Post
Isidor
сообщение Jan 3 2009, 19:12
Сообщение #24


Завсегдатай
******

Модератор
Сообщений: 5 239
Регистрация:
11.3.2007
Из: Москва-Фрязино-С-Петербург
Пользователь №: 23



ЦИТАТА(Nerevarin @ Jan 3 2009, 16:24) *
Я различаю эксперимент и упражнения. Упражнения подразумевают более-менее точную инструкцию, которую выполняет клиент, и которая подразумевает пользу для него. В ГТ огромное количество упражнений, массу из них написал сам Перлз. Я активно использую в терапии упражнения, именно как руководство к действию для клиента, направленное на его саморазвитие. Но если упражнение пошло как-то не так, или вдруг клиент не хочет его делать, то упражнение тот час же превращается в эксперимент.

Отличная идея в плане разделения понятий.


--------------------
Алексей Смирнов, психиатр, гештальт-терапевт и просто добрый Фей
Go to the top of the page
 
+Quote Post
Bulubashka
сообщение Jan 7 2009, 19:17
Сообщение #25


Завсегдатай
******

Модератор
Сообщений: 10 973
Регистрация:
12.3.2007
Из: Россия
Пользователь №: 31



Эксперимент в любом случае - это проверка терапевтической гипотезы. Но идентичную (похожую на клиентскую) ситуацию мы все равно создать не можем. Зато можем оказаться в похожей ситуации, спросить об этом клиента (похоже или нет) и предложить ему сделать что-то более удовлетворяющее, чем раньше.


--------------------
Не бойся того, что жизнь закончится, гораздо хуже, если она так и не начнется!

Булюбашка
Go to the top of the page
 
+Quote Post
sergun
сообщение Jan 7 2009, 19:24
Сообщение #26


Завсегдатай
******

Член клуба
Сообщений: 6 809
Регистрация:
21.3.2008
Из: Санкт-Петербург
Пользователь №: 369



ЦИТАТА
Зато можем оказаться в похожей ситуации, спросить об этом клиента (похоже или нет) и предложить ему сделать что-то более удовлетворяющее, чем раньше.

+1
Только язык это экспериментом назвать не по-во-ра-чи-ва-ет-ся.
Go to the top of the page
 
+Quote Post
Фея Маришка
сообщение Feb 16 2009, 20:23
Сообщение #27


Активный участник
***

Член клуба
Сообщений: 72
Регистрация:
17.12.2007
Из: Челябинск
Пользователь №: 281



У меня вопрос как у начинающего гештальт-терапевта. Клиентка категорически отказывается от любой попытки эксперимента, говорит, что это "смешно", "глупость". Нам удается пройти преконтакт, выйти в контактинг и выделить фигуру.... далее следует срыв контакта, переход на побочные темы, заявление - "это глупо". Если я не в той теме задала вопрос, перенаправьте. Для меня это важно.


--------------------
А вы знаете как опасны бывают феи-шатуны?)
Go to the top of the page
 
+Quote Post
Isidor
сообщение Feb 16 2009, 20:36
Сообщение #28


Завсегдатай
******

Модератор
Сообщений: 5 239
Регистрация:
11.3.2007
Из: Москва-Фрязино-С-Петербург
Пользователь №: 23



А по подробнее чуть-чуть можешь рассказать? Какая сессия по счету? Как предлагаешь ей эксперимент? Что говоришь? Как объясняешь, зачем нужен эксперимент? Какой эксперимент предлагаешь?


--------------------
Алексей Смирнов, психиатр, гештальт-терапевт и просто добрый Фей
Go to the top of the page
 
+Quote Post
Jul
сообщение Feb 16 2009, 21:06
Сообщение #29


Завсегдатай
******

Модератор
Сообщений: 14 347
Регистрация:
10.3.2007
Из: Пермь
Пользователь №: 17



ЦИТАТА(Isidor @ Jan 3 2009, 21:12) *
ЦИТАТА(Nerevarin @ Jan 3 2009, 16:24) *
Я различаю эксперимент и упражнения. Упражнения подразумевают более-менее точную инструкцию, которую выполняет клиент, и которая подразумевает пользу для него. В ГТ огромное количество упражнений, массу из них написал сам Перлз. Я активно использую в терапии упражнения, именно как руководство к действию для клиента, направленное на его саморазвитие. Но если упражнение пошло как-то не так, или вдруг клиент не хочет его делать, то упражнение тот час же превращается в эксперимент.


Отличная идея в плане разделения понятий.


Я бы тут немного добавила.

Для меня "упражнение" - это не просто руководство к действию. Это заранее продуманная с дидактической точки зрения последовательность действий, которые должен совершить упражняющийся. Направлено упражнение на выработку конкретных умений и навыков. Короче говоря, упражнение - единица тренировочного процесса.

Мне не совсем нравится фраза: "Но если упражнение пошло как-то не так, или вдруг клиент не хочет его делать, то упражнение тот час же превращается в эксперимент".
Я бы ее употребить смогла исключительно с целью пошутить над безответственным тренером или просто неумехой.
По мне все же.. понимание того, что я предлагаю клиенту - эксперимент или упражнение - должно быть ДО предложения, а не после (в зависимости от реакции клиента). Иначе.. вспоминается анекдот про хирурга.. который произнёс: "Ой.. не получилось".

Когда я думаю об эксперименте в терапии или предлагаю его, то:
это для меня может быть способ проверить гипотезу (поскольку.. все равно эксперимент предлагается не на пустом месте - к моменту предложения его у меня уже могут быть гипотезы), а так же - это для меня способ создания условий для клиента, в которых он может пережить новый опыт, отличный от привычного.
Так что цель эксперимента и исследовательская, и.. развивающая, если можно так выразиться - приобретение нового опыта, обогащающего опыт клиента (в связи с той темой, проблемой, которая находится в фокусе внимания).


--------------------
Go to the top of the page
 
+Quote Post

2 Страниц V  < 1 2
Fast ReplyReply to this topicStart new topic
1 чел. читают эту тему (гостей: 1, скрытых пользователей: 0)
Пользователей: 0

 



- Текстовая версия Сейчас: 22nd November 2017 - 04:52
Rambler's Top100