IPB

Здравствуйте, Гость ( Вход | Регистрация )

7 Страниц V  < 1 2 3 4 > »   
Reply to this topicStart new topic
> Парадоксы....
Jul
сообщение Aug 16 2010, 08:54
Сообщение #21


Завсегдатай
******

Модератор
Сообщений: 14 347
Регистрация:
10.3.2007
Из: Пермь
Пользователь №: 17



ЦИТАТА(наталья @ Aug 12 2010, 17:33) *
Мне интересно, Юль. Я впервые у тебя прочла про разницу между травмой и искажением развития. Основное, почему я решила что у меня травма, это ощущение бесполезности борьбы, и безисходность.



Я после твоего первого отклика подумала, что может быть у тебя шоковой травмы не было (или травм) (это к твоим словам: "Правда реальной травмы такой уж жесткой не припомню никак. Да и по рассказам родственников ничего со мной страшного не случалось. ")
А как насчёт отношений с травмированными взрослыми? В этой работе как раз и большой ловушкой является то, что, порой, кажется, что не было ничего страшного у человека и он эксплуатирует тему. А дело-то не только с событиях, но и в том, как психика их переваривает.

Кстати.. травмированные родственники, описывая "ничего страшного не случалось" могут весьма искажать реальность. Поскольку то, что для травматика не страшно, для человека со здоровой психикой может быть довольно страшно. Это не обязательно про твоих. Это в принципе - как возможность.

То, что Нина Голосова сказала, похоже на семейный симптом. И передать такие ощущения ребёнку можно, думаю, без всякой мистики - просто регулярно транслируя в своём поведении в разных жизненных ситуациях.
Да и феномен слияния ещё никто не отменял))

Плюс смотри выше 4 функции "хорошего родителя". Если сам родитель травмирован, то может получиться так, что в каких-то определенных ситуациях он сможет дать ребёнку того, что ему нужно для развития. Тогда ребёнок как бы недоразвивается в определенных сферах деятельности, отношений. И этот дефицит с ним остаётся. Либо он так и ходит с этим дефицитом.. не сильно повреждённый, либо однажны, в какой-то критической ситуации, где как раз недоразвитые навыки очень важны, из-за такого дефицита может образоваться травма.
А дефицит в терапии можно долго восполнять.

Такие вот размышления, Наташ, у меня были на твои слова.


--------------------
Go to the top of the page
 
+Quote Post
Elena
сообщение Aug 17 2010, 21:38
Сообщение #22


Завсегдатай
******

Гештальт-терапевт
Сообщений: 18 907
Регистрация:
10.3.2007
Из: Хельсинки/ Тенерифе
Пользователь №: 15



Да, часто об этом думаю - о унаследовании травмы от родителей, или о дефиците отношений, когда ребёнока воспитывает родитель-травматик. Эта тема довольно часто в терапии всплывает - клиент похож на травматика, но по описаниям шоковой травмы нет. Зато родитель (чаще мать) описывается как депрессивный, травмированный. И эта беспросветность ведь ребёнком без критики воспринимается, как должное. Но чужая, не своя беспросветность. Травматик депрессией от боли защищается, а его ребёнок живёт так, потому что иначе не умеет.


--------------------
Елена Бартош
Helsinki +358 505 650 393 (Viber, WatsApp)
мой сайт
Go to the top of the page
 
+Quote Post
Jul
сообщение Oct 22 2012, 10:43
Сообщение #23


Завсегдатай
******

Модератор
Сообщений: 14 347
Регистрация:
10.3.2007
Из: Пермь
Пользователь №: 17



ЦИТАТА(Jul @ Aug 9 2010, 23:28) *
Моя гипотеза заключается в следующем:
Обучаясь в процессе терапии новым способам саморегуляции, обращения с собой и окружающей средой, клиент сначала в большей степени решает "поверхностные" вопросы: налаживание новых связей с другими людьми, изменение отношений и самоотношения и т.д. В общем, решение проблем на уровне социальных контактов. Конечно, это требует определенной (не малой) доли внутренних изменений. Но, похоже, не самых глубоких - на уровне социальных навыков, некоторых убеждений и т.д.

В то же время, когда повседневные социальные проблемы перестают стоять перед клиентом так остро, может открыться доступ к переживаниям более глубокого характера. Иными словами, появляется возможность (ресурс) прикосновения к тем же проблемам на более глубоком уровне.
Сейчас я могу объяснить это с точки зрения возрастной психологии и прямой времени.

Каждый ребёнок в процессе своего развития так или иначе «травмируется» в контакте с миром и, конечно же, с родителями или людьми, их заменяющими. Степень этой травматизации, естественно, разная. Я использую этот термин, сейчас, в очень широком смысле, чтобы не вводить дополнительные понятия.
В связи с тем, что каждый ребёнок получает разные травмы (на разных этапах развития, разной интенсивности, по поводу разных задач развития) его развитие с точки зрения выработки различных психологических умений, навыков в той или иной степени искажается или даже останавливается в той или иной зоне. В различных теориях развития эти искажения и связанные с ними особенности характера взрослого человека хорошо описаны. И, как ни странно, при некоторых отличиях, эти теории довольно схожи друг с другом.

Так вот, моя идея такова, что в длительной личностно-ориентированной терапии, движение идёт с поверхности вглубь (или в обратную сторону по временнОй прямой)– от проблем, переживаний и способов психологической защиты, сформировавшихся на более поздних этапах развития, к переживаниям и психологическим защитам, имеющим отношение к ранним этапам психического развития. На моём примере – разрешение проблем на социальном уровне привело к тому, что некоторые переживания странным образом обострились и способы совладания с ними стали более примитивными (или, может быть, точнее – не стали, я проявились).
Так называемое внешнее ухудшение состояния связано с тем, что мне стали доступны аффекты, связанные с более ранними этапами развития. То есть раньше, эти же аффекты как-то связывались мной с простыми повседневными проблемами социального взаимодействия. Их было легко вербализовать и связать, объяснить какими-то актуальными ситуациями. А теперь, поскольку связь с этими ситуациями исчезла, ослабла (так как появились соответствующие социально-психологические навыки), переживания, возможно, представали в своём более «чистом» виде.
Например, если мы имеем дело с аффектом, незавершённой ситуацией, которая связана вообще с довербальным опытом, то и взрослый человек, попадая в подобный опыт, с трудом может этот аффект охарактеризовать, объяснить.. и как правило основная реакция – чисто телесная.

Вывод мой такой: если в процессе длительной терапии у клиента при внешних заметных улучшениях качества жизни появляются новые симптомы, более сложные аффекты, связанные с рассматриваемой проблематикой и т.д., то, вероятно, он был «травмирован» на более ранних этапах развития и возникающие симптомы сигнализируют о более ранних незавершённых ситуациях в этой же проблемной зоне. И, как ни странно, как ни банально - все пути ведут к родителям.

Я не думаю, что личностно-ориентированная терапия бесконечна. Я думаю, что она может быть завершена со вполне устойчивыми и ощутимыми удовлетворительными для клиента результатами. Только зависит это от профессиональной подготовки терапевта - предела его возможностей личных двигаться с клиентом в область травматичного опыта и помогать ему приобретать новый опыт в зоне травмы. И от готовности клиента идти в область своего бессилия и острых облезненных (и пугающих) переживаний для восстановления собственной целостности.

В гештальт-терапии я про это мало читала. А вот теория объектных отношений, по-моему, неплохо эти процессы описывает. И, кстати, особо не противоречит, как мне сейчас видится, основным принципам и даже понятиям гештальт-подхода.

Не знаю, насколько понятно я описала свою мысль. Поскольку то, что написано – это верхушка очень большого «куска» переваренной теории и личного опыта. Может быть, не всё понятно. Если кому интересно, готова пояснить. Я не ставила себе целью сделать логичный академический доклад)) Просто хотела поделиться своими размышлениями.



Прошло два года. И я столкнулась с внятным теоретическим объяснением свой гипотезы smile.gif

На сессии спецкурса по терапии травмы, которая закончилась вчера, Денис рисовал нам схему, состоящую из ядра травмы и кругов травмы.
Может быть, вам знакома.
Ядро травмы - физиологические (телесные) процессы-симптомы: гипервозбуждение, сжатие, беспомощность (реальная физическая слабость, неспособность контролировать, влиять на происходящее), диссоциация.

А дальше вокруг этого ядра-круга образуется второй круг "защитных" симптомов (то есть, симптомов, возникающий в результате попытки как-то защититься от гипервозбуждения, сжатия, беспомощности, диссоциации), выражающихся в определенном поведении.
Затем - третий круг симптомов, возникающий в результате социального ответа на защитное поведение человека. Иными словами: человек, столкнувшийся с ядерными симптомами травмы, начинает вырабатывать защитное поведение, на которое получает обратную связь от социума, выражающуюся в определенных описаниях "ты такой-то!" и в определенном поведении по отношению к человеку (например, отвержение, спасательство, игнор, унижение и т.д.).

Если мы имеем всё это дело в контексте возрастного развития, то выходит, что травмированный ребёнок, интуитивно, инстинктивно пытаясь как-то совладать с физиологическими симптомами, начинает вести себя определенным образом (есть некоторые варианты), на что окружающие дают ему обратную связь и ведут себя определенным образом, который часто, скорее, препятствует разрешению травмы, чем способствует ему. К тому же, персонэлити ребёнка, идентичность ребёнка формируется под влиянием регулярной обратной связи социума на защитное поведение ребёнка.
Например, в результате травмы ребёнок легко активизируется и переживает гипервозбуждение (один из ядерных симптомов первого круга), на что он в качестве защитного поведения использует отреагирование (второй круг симптомов), получает за это "по башке" от родителей и ближайшего окружения, а также обратную связь типа "ты импульсивный", "ты агрессивный" и т.д. То есть по сути, ребёнок, нуждающийся в поддержке, чтобы как-то освободиться от гипервозбуждения, сталкивается не просто с отсутствием социальной поддержки, а с агрессией встречной... и дальше под давлением напряжения этого замкнутого круга формируется его личность.

Поэтому, если в терапии удаётся разрешить некоторые вопросы социальных конфликтов, научиться более адаптивным формам поведения, то в итоге мы как раз и можем прийти к тому, что на социальном уровне стало легче, а вот физиологически становится хуже. Ядерные симптомы травмы начинают проявляться в более "чистом" виде, перестают быть завуалированы социальными проблемами.

Одно важное место для меня сейчас выглядит теперь иначе, чем два года назад.
Если личностно-ориентированный терапевт умеет работать с травмой не только в социальном контексте, но и в чисто животном, соматическом, тогда, похоже, совсем не обязательно сначала разруливать наружные круги травмы (третий и второй), а потом сталкиваться с ухудшением и идти дальше. Можно сразу работать, задействуя физиологические симптомы травмы. Сразу работать со всеми кругами, так скажем.
Короче говоря, описанное мною два года назад ухудшение состояния несмотря на стабильные социальные улучшения - это, грубо говоря, не логический, закономерный и единственно возможный результат терапии, а, скорее, косяк социально-ориентированной терапии, мало опирающейся на телесные процессы и терапию травмы.


--------------------
Go to the top of the page
 
+Quote Post
Bulubashka
сообщение Oct 22 2012, 11:49
Сообщение #24


Завсегдатай
******

Модератор
Сообщений: 10 973
Регистрация:
12.3.2007
Из: Россия
Пользователь №: 31



Интересно это рассмотреть в отношении синдрома гиперактивности. Что конкретно делать с гипервозбужденным ребенком который нарушает все возможные границы и получает соответствующий ответ от окружения (родителю, учителю, другому взрослому) ?


--------------------
Не бойся того, что жизнь закончится, гораздо хуже, если она так и не начнется!

Булюбашка
Go to the top of the page
 
+Quote Post
Jul
сообщение Oct 22 2012, 12:40
Сообщение #25


Завсегдатай
******

Модератор
Сообщений: 14 347
Регистрация:
10.3.2007
Из: Пермь
Пользователь №: 17



ЦИТАТА(Bulubashka @ Oct 22 2012, 14:49) *
Интересно это рассмотреть в отношении синдрома гиперактивности. Что конкретно делать с гипервозбужденным ребенком который нарушает все возможные границы и получает соответствующий ответ от окружения (родителю, учителю, другому взрослому) ?



Я пока про это могу сказать только то, что сама понимаю.
Здесь два направления работы:
1. Терапия травмы с ребёнком, направленная на деактивацию и вообще на завершение тех базовых процессов-реакций, которые были остановлены (в травме таковыми являются реакции бегства, борьбы и замирания).
2. Работа с родителями, направленная на объяснения и разъяснения, обучение помощи в деактивации травматического гипервозбуждения ребёнка. А также!!! Проблема в том, что родители могут активироваться на ребёнка (то есть, его поведение активирует у них их симптомы травмы) и тогда родителям сложно 1. контейнировать возбуждение ребёнка 2. с покойнее относиться к тем процессам, которые происходят с ребёнком и являются целительными для него. Поэтому, если выявляется, что родитель сам активируется на симптомы ребёнка, необходима терапия травмы с родителем и, в частности, обучение его деактивации собственных симптомов.

На сессии возникал вопрос про гиперактивность. Тут за что купила, за то и продаю smile.gif Денис сказал, что в его опыте и по его понимаю, когда речь идёт о гиперактивности, не сопряженной с дефицитом внимания, велика вероятность, что гиперактивность имеет именно травматическую природу.


--------------------
Go to the top of the page
 
+Quote Post
Deivy Jons
сообщение Oct 22 2012, 16:36
Сообщение #26


Завсегдатай
******

Гештальт-терапевт
Сообщений: 1 873
Регистрация:
12.3.2007
Пользователь №: 35



ЦИТАТА(Jul @ May 2 2010, 21:45) *
Парадокс первый.
До ужаса банальный вроде бы)))
Собственно, с него и началась идея ветки.

Об эгоизме.

Некоторое время назад (года так полтора-два, может, как) до меня по-настоящему дошло, что чем больше я позволяю себе быть так называемой эгоисткой (это слово не очень любят в быту)) ), тем более я способна на искренний альтруизм - заботу о другом человеке (и не только человеке), щедрость и прочее без обид, без ожидания в ответ благодарности, вознаграждения, такой же заботы о себе.


Согласен. Эгоист это не тот, кто делает то, что хочет, эгоист - это тот, кто мешает другим телать то, чего они хотят.


--------------------
Я не спорю, я просто размышляю.
Go to the top of the page
 
+Quote Post
Deivy Jons
сообщение Oct 22 2012, 16:41
Сообщение #27


Завсегдатай
******

Гештальт-терапевт
Сообщений: 1 873
Регистрация:
12.3.2007
Пользователь №: 35



ЦИТАТА(Bulubashka @ Oct 22 2012, 09:49) *
Интересно это рассмотреть в отношении синдрома гиперактивности. Что конкретно делать с гипервозбужденным ребенком который нарушает все возможные границы и получает соответствующий ответ от окружения (родителю, учителю, другому взрослому) ?


Очень интересная тема! У меня сейчас в работе ребенок 8 лет с синдромом гиперактивности. Занимаемся тем, что учимся рассматривать тело, как домик для чувств: раскрашиваем силуэт тела красками обозначающими разные чувства, делаем доспехи из картона, придумываем письма маме про ощущения, которые возникают от разной одежды (есть много неприятной, некомфортной одежды). В истории ребенка медицинская травма (три операции с общим наркозом).

Сообщение отредактировал Deivy Jons: Oct 22 2012, 16:43


--------------------
Я не спорю, я просто размышляю.
Go to the top of the page
 
+Quote Post
Jul
сообщение Oct 22 2012, 18:33
Сообщение #28


Завсегдатай
******

Модератор
Сообщений: 14 347
Регистрация:
10.3.2007
Из: Пермь
Пользователь №: 17



ЦИТАТА(Deivy Jons @ Oct 22 2012, 19:36) *
Согласен. Эгоист это не тот, кто делает то, что хочет, эгоист - это тот, кто мешает другим делать то, чего они хотят.


Ага. Только грань очень тонкая.
Например, обычная ситуация в группах. Довольно часто активность одного участника, который успешно реализует свои желания в группе (задает вопросы ведущему, удовлетворяя интерес, выходит на сессии индивидуальные и т.д.), воспринимается как то, что это именно его активность мешает другим участникам удовлетворять свои потребности.

Так или иначе ведь часто получается, что если кто-то реализует своё желание, то это может как-то помешать, или усложнять реализацию чужого желания. И в этом месте очень велик соблазн обвинить первого в эгоизме.


--------------------
Go to the top of the page
 
+Quote Post
Bulubashka
сообщение Oct 22 2012, 19:27
Сообщение #29


Завсегдатай
******

Модератор
Сообщений: 10 973
Регистрация:
12.3.2007
Из: Россия
Пользователь №: 31



ЦИТАТА(Deivy Jons @ Oct 22 2012, 14:41) *
Очень интересная тема! У меня сейчас в работе ребенок 8 лет с синдромом гиперактивности. Занимаемся тем, что учимся рассматривать тело, как домик для чувств: раскрашиваем силуэт тела красками обозначающими разные чувства, делаем доспехи из картона, придумываем письма маме про ощущения, которые возникают от разной одежды (есть много неприятной, некомфортной одежды). В истории ребенка медицинская травма (три операции с общим наркозом).

Т.е. занимаетесь дифференцировкой возбуждения?
У гиперактивного его (возбуждения) много, одной дифференцировкой их не возьмешь.
Кстати, прочитай Джожи Пиколт "Последнее правило", хорошо описан синдром Аспергера.


--------------------
Не бойся того, что жизнь закончится, гораздо хуже, если она так и не начнется!

Булюбашка
Go to the top of the page
 
+Quote Post
Deivy Jons
сообщение Oct 22 2012, 19:33
Сообщение #30


Завсегдатай
******

Гештальт-терапевт
Сообщений: 1 873
Регистрация:
12.3.2007
Пользователь №: 35



ЦИТАТА(Bulubashka @ Oct 22 2012, 17:27) *
Т.е. занимаетесь дифференцировкой возбуждения?

Скорее "контейнированием", т.е. его задача в том, чтобы ощутить, что все его эмоции существуют в виде конкретных ощущений в конкретных частях тела, что тело вмещает в себя все эмоции и его не разрывает на части от чувств. Еще много работы с дозированным переходом от успокоения и расслабления к возбуждению и обратно к успокоению. Мы нашли ресурс - пушистый плед, в котором он превращается в панду. "Превратиться в панду" - значит ощущать тяжесть, расслабленность и тепло в животе и в спине. Потом мы смешиваем "магию панды" (ощущения тяжести и тепла) с "магией ледяного дракона" (ощущение холода, верчения и дерганья в груди и в ногах). Когда это получается, он говорит, что ему хорошо и ведет себя в конце сессии весьма собрано. Посмотрим научиться ли он делать это за пределами сессий.

Сообщение отредактировал Deivy Jons: Oct 22 2012, 19:52


--------------------
Я не спорю, я просто размышляю.
Go to the top of the page
 
+Quote Post
Deivy Jons
сообщение Oct 22 2012, 19:37
Сообщение #31


Завсегдатай
******

Гештальт-терапевт
Сообщений: 1 873
Регистрация:
12.3.2007
Пользователь №: 35



ЦИТАТА(Jul @ Oct 22 2012, 15:33) *
Так или иначе ведь часто получается, что если кто-то реализует своё желание, то это может как-то помешать, или усложнять реализацию чужого желания. И в этом месте очень велик соблазн обвинить первого в эгоизме.


Или начать наконец-то обозначать свои желания и договариваться.


--------------------
Я не спорю, я просто размышляю.
Go to the top of the page
 
+Quote Post
Jul
сообщение Oct 22 2012, 20:09
Сообщение #32


Завсегдатай
******

Модератор
Сообщений: 14 347
Регистрация:
10.3.2007
Из: Пермь
Пользователь №: 17



ЦИТАТА(Deivy Jons @ Oct 22 2012, 22:37) *
Или начать наконец-то обозначать свои желания и договариваться.


Согласна!

Но обвинять в эгоизме проще. Особенно, если человек этим регулируется хорошо - стыдом или виной.
Я так долго регулировалась. Пока не начала подвох замечать.

А засада еще в том, что когда такую обратную связь получаешь, сначала осекаешься.. а потом в обратную сторону тянет - действительно наплевать на всех и делать своё.
Короче, положительную связь между удовлетворением своих потребностей и заботе о других я не так давно для себя открыла smile.gif



--------------------
Go to the top of the page
 
+Quote Post
Elena
сообщение Oct 22 2012, 21:07
Сообщение #33


Завсегдатай
******

Гештальт-терапевт
Сообщений: 18 907
Регистрация:
10.3.2007
Из: Хельсинки/ Тенерифе
Пользователь №: 15



ЦИТАТА(Bulubashka @ Oct 22 2012, 19:27) *
Кстати, прочитай Джожи Пиколт "Последнее правило", хорошо описан синдром Аспергера.

отлично описан!


--------------------
Елена Бартош
Helsinki +358 505 650 393 (Viber, WatsApp)
мой сайт
Go to the top of the page
 
+Quote Post
Elena
сообщение Oct 23 2012, 12:01
Сообщение #34


Завсегдатай
******

Гештальт-терапевт
Сообщений: 18 907
Регистрация:
10.3.2007
Из: Хельсинки/ Тенерифе
Пользователь №: 15



ЦИТАТА(Deivy Jons @ Oct 22 2012, 16:41) *
Очень интересная тема! У меня сейчас в работе ребенок 8 лет с синдромом гиперактивности. Занимаемся тем, что учимся рассматривать тело, как домик для чувств: раскрашиваем силуэт тела красками обозначающими разные чувства, делаем доспехи из картона, придумываем письма маме про ощущения, которые возникают от разной одежды (есть много неприятной, некомфортной одежды). В истории ребенка медицинская травма (три операции с общим наркозом).

поделюсь ещё находками - можно очерчивать тело ребёнка в полный рост, а потом уже этот силуэт раскрашивать (или ты это и делаешь?)
Я применяла методику с разными детьми, но с гиперактивными особенно хорошо подходило.


--------------------
Елена Бартош
Helsinki +358 505 650 393 (Viber, WatsApp)
мой сайт
Go to the top of the page
 
+Quote Post
Deivy Jons
сообщение Oct 23 2012, 12:55
Сообщение #35


Завсегдатай
******

Гештальт-терапевт
Сообщений: 1 873
Регистрация:
12.3.2007
Пользователь №: 35



Это и делаю, но для меня главная фишка в обучении узнавать себя через ощущения. В 8 лет еще рано чтобы опираться на вербальное обозначение ощущений, мыиспользуем самый примитивный словарь, но мы стараемся сопоставлять каждый штрих на рисунке с ощущением в теле. Сначала делали это через прикосновения мамы, потом уже внутренние ощущения.


--------------------
Я не спорю, я просто размышляю.
Go to the top of the page
 
+Quote Post
Elena
сообщение Oct 23 2012, 13:12
Сообщение #36


Завсегдатай
******

Гештальт-терапевт
Сообщений: 18 907
Регистрация:
10.3.2007
Из: Хельсинки/ Тенерифе
Пользователь №: 15



именно ощущения. Для ребёнка часто становится открытием, что вот он какой есть. И ресурсом smile.gif


--------------------
Елена Бартош
Helsinki +358 505 650 393 (Viber, WatsApp)
мой сайт
Go to the top of the page
 
+Quote Post
sergun
сообщение Oct 23 2012, 13:38
Сообщение #37


Завсегдатай
******

Член клуба
Сообщений: 6 809
Регистрация:
21.3.2008
Из: Санкт-Петербург
Пользователь №: 369



ЦИТАТА
но для меня главная фишка в обучении узнавать себя через ощущения.

Да, Денис, согласуется с представлениями о динамике развития способностей ГМ структурировать и усваивать (ассимилировать) сенсорный опыт:

ощущения -> + интеграция "интеро-" и "экстеро-" = впечатления -> +интеграция с внутренним временем= состояния - + интеграция с движением, переходом от одного состояния к другому = переживания -> + интеграция с объкт-субъектностью = чувства.
Go to the top of the page
 
+Quote Post
Jul
сообщение Oct 23 2013, 11:00
Сообщение #38


Завсегдатай
******

Модератор
Сообщений: 14 347
Регистрация:
10.3.2007
Из: Пермь
Пользователь №: 17



Последнее время столкнулась с двумя неразрешимыми противоречиями для меня по поводу терапии. Не теоретически. Теоретически и философски, думаю, ничего нового я не скажу. Но одно дело, думать, размышлять "о..", а другое дело переживать. Так вот я как-то, похоже, переживаю эти парадоксы, если так вообще можно выразиться.

Самопорождение.
Не приводит ли терапия к самопорождению симптомов и явлений? Как и любая другая практика, наверное.
Фокусируясь на определенных вещах, практикуя регулярно некую деятельность (то же осознавание, или, например, рефлексию), действительно ли мы обнаруживаем нечто, что ранее было не замечено. Или же, как минимум, в каких-то случаях, мы порождаем что-то новое.
Пример с чувствами. Фокусируясь на тех или иных чувствах в процессе терапии, чувство становится ярче, потому что клиент его лучше распознаёт или потому что он его усиливает, концентрируясь на нём? Я говорю не только о сиюминутных процессах в сессии, но и о практике фокусировки за пределами сессии.
И если про другую практику.. веры, например. Это для меня очень яркий пример. Является ли состояние блаженства, единения с господом, с миром и т.д. во время молитвы тем, что человек достигает (как будто есть отдельно человек и отдельно некое состояние, которого можно достичь или Бог), или это состояние, которое само порождается человеком в процессе регулярной практики молитвы и исполнения необходимых ритуалов.

Гештальт-терапия, как "учение" о реальности здесь и сейчас и о разновидностях дерьма, сама по себе является абстракцией и тем самым слоновьем дерьмом.


Мы не находимся с клиентом в полном смысле в "здесь и сейчас". Мы много обращаемся к прошлому опыту и к фантазиям о будущем. Мы используем свои теоретические и практические знания. Мы оцениваем то, что происходит с клиентом и описываем это на абстрактном языке (вот на сертификации, например). И всё это есть слоновье дерьмо по Перлзу.
Я вот пишу сейчас статью. И вторую еще в голове в задумках имею. И всё раскладываю там по полочкам. И каждый раз последнее время, читая то, что написала, переживаю вот это неразрешимое противоречие. С одной стороны, я понимаю, что я пишу. Я знаю это через собственный опыт, что и как. Я называю это словами. Я раз от разу вижу, что подобное происходит с клиентами и, когда я пользуюсь своим знанием и пониманием, клиентам это помогает. Но с точки зрения простого "здесь и сейчас", всё, что я пишу (описывая нюансы разных переживаний человека в проблемной ситуации), такое дикое нагромождение смыслов, что вдруг возникает вопрос "а был ли мальчик?". Какая-то ситуация уже давно в прошлом. А человек всё еще зависает в смыслах, оценках, значениях. И мы как будто в терапии ищем тот смысл и значение, которое поможет отпустить ситуацию и вернуться в здесь и сейчас. Но смыслов и значений так много. И каждый новый порождает еще новые. И ситуаций много. И всё это как-то бесконечно и сложно... в то время как реальность вроде бы гораздо проще и прозаичнее.
И еще вот я думаю.. что, может, цинизм и реализм... это какие-то очень близкие вещи. Есть лишь небольшой нюанс, отличающий их друг от друга. Но это опять же про смыслы.

И вот пишу я, например, статью. И чувствую, что дело важное, и что полезную вещь делаю.. и что вроде бы и рассказать своё понимание хочется. И тут же чувствую совершенно противоположное - желание молчать, перестать писать, ибо всё это лишь нагромождение смыслов. А жизнь.. она вот - в том, что вокруг меня прямо сейчас - осязаемое и ощущаемое.


--------------------
Go to the top of the page
 
+Quote Post
Bulubashka
сообщение Oct 23 2013, 13:16
Сообщение #39


Завсегдатай
******

Модератор
Сообщений: 10 973
Регистрация:
12.3.2007
Из: Россия
Пользователь №: 31



Первое. А какая разница? У алекситимиков обнаружены те же физиологические корреляты эмоций, что и у людей распознающих и называющих свои чувства (известный эксперимент с демонстрацией эмоционально насыщенного кинофильма). Т.е. страдает у них распознавание (осознавание) и называние (смысл), а физиологическая основа в любом случае присутствует. Научение распознавать и называть чувства в терапии неалекситимиков тоже присутствует (для ситуаций, в которых это важно).
Второе. Смыслов много и это прекрасно! Этим люди отличаются друг от друга. Важно понимать, какие мои собственные. Важно понимать, что они могут меняться и не обязательно придерживаться всегда одних и тех же. Когда клиенты понимают, что их (смыслов) может быть несколько, они находят альтернативные варианты поведения. Многозначность - основа гибкости поведения, однозначность - ригидности из-за несоответствия одного смысла изменяющеуся миру вокруг.


--------------------
Не бойся того, что жизнь закончится, гораздо хуже, если она так и не начнется!

Булюбашка
Go to the top of the page
 
+Quote Post
Jul
сообщение Oct 23 2013, 13:34
Сообщение #40


Завсегдатай
******

Модератор
Сообщений: 14 347
Регистрация:
10.3.2007
Из: Пермь
Пользователь №: 17



Мне кажется, что ты не поняла, Ирина, то, что я написала. Может быть, и я не ясно объяснила.
То, что пишешь ты, относится для меня к одной части парадокса. А я пишу, что есть и другая. Я не отрицаю того, что эмоции есть, что их бывает полезно распознавать и что терапия работает и помогает людям в разных ситуациях.


--------------------
Go to the top of the page
 
+Quote Post

7 Страниц V  < 1 2 3 4 > » 
Fast ReplyReply to this topicStart new topic
1 чел. читают эту тему (гостей: 1, скрытых пользователей: 0)
Пользователей: 0

 



- Текстовая версия Сейчас: 22nd November 2017 - 21:26
Rambler's Top100