IPB

Здравствуйте, Гость ( Вход | Регистрация )

 
Reply to this topicStart new topic
> Я боюсь летать!
Elena
сообщение Nov 16 2015, 02:00
Сообщение #1


Завсегдатай
******

Гештальт-терапевт
Сообщений: 18 907
Регистрация:
10.3.2007
Из: Хельсинки/ Тенерифе
Пользователь №: 15



Я боюсь летать!

В конце июня, когда в Финляндии начинается пора отпусков, у меня на приёме появляется новая категория клиентов - аэрофобы, люди, боящиеся летать на самолётах. Не все хотят проводить отпуск на финских озёрах, людей манят дальние страны и тёплые пляжи, места, куда по земле доехать трудно или вообще невозможно. Уже испробованные ранее методы (алкоголь, успокоительные) помогают плохо и люди решаются на крайнюю (по их мнению) меру - визит к психотерапевту.

И первым моим клиентом на острове Тенерифе стал человек, страдающий аэрофобией, но вынужденный по работе часто летать на самолёте. Тогда мне окончательно стало ясно, что тема эта актуальна всегда и везде.

Я работала с этим страхом много раз, и думаю, что могу обобщить свой опыт и поделиться им с теми, кто в ужасе замирает при мысли о предстоящем полёте, у кого сердце неистово бьётся в аэропорту и кто полёт проводит в полубессознательном состоянии от страха и напряжения.



Начнём с простого. Насколько вы информированы? Следите за статистикой авиакатастроф? Тогда изучите вопрос глубже и сравните, насколько опасны железнодорожные и автомобильные путешествия. Узнайте, как работают диспетчеры и пилоты, как часто проходят они переподготовку, как устроен двигатель и системы управления, какие самолёты считаются самыми надёжными и какие авиакомпании их используют… Стоп, я увлеклась (по своему первому образованию я авиаприборостроитель и иногда спящий инженер просыпается). Думаю, что достаточно просто почитать статистику.

Но чаще всего этот аргумент не работает. Все всё знают, но всё равно боятся. Ещё бы. Человек - существо наземное, сухопутное. Миллионы лет эволюции привели нас к такому способу передвижения, а самолетостроению только недавно миновало сто лет. Летать по воздуху нам чуждо и не свойственно, увы.

Но жалуются обычно на другое - страшно находиться в замкнутом пространстве, не имея возможности выйти и взять ситуацию под контроль. Вот тут уже могут понадобиться навыки психологической самопомощи. По сути, единственное, чем мы владеем, что более-менее хорошо можем контролировать и с чем всегда неразлучны - это наше тело. И обратив внимание на него, можно вполне успешно ”заземлиться” и успокоиться в ожидании полёта и во время него.



Упражнение простое, основано на работах Александра Лоуэна и Питера Левина.

Сядьте на стул (в кресло самолёта или зала ожидания). Важно, чтоб ваши ноги доставали до пола, а спину поддерживала спинка кресла. Поставьте ступни ровно и прочно на пол, почувствуйте, как ваши подошвы опираются на твёрдую поверхность.

Сосредоточьтесь на этом ощущении, прочувствуйте контакт ступней с полом. Не торопите себя, побудьте некоторое время с этим ощущением.

Теперь обратите ваше внимание на контакт бёдер и ягодиц с сидением кресла. Почувствуйте, как поверхность кресла держит вас, вы можете опираться на неё всем своим весом. Затем отдайте всё ваше внимание двум опорам одновременно - ступни и пол, ягодицы и сидение. Не спешите, будьте сосредоточены на этом ощущении.

И третий этап - контакт вашей спины со спинкой кресла. Это тоже крепкая опора, которая поддерживает вас. Сосредоточьтесь на этом ощущении.

А теперь почувствуйте три опоры одновременно. Ступни и пол, ягодицы и сидение кресла, спина и спинка кресла. Задержитесь на этом ощущении, не забывая спокойно и размеренно дышать. Побудьте в таком состоянии столько, сколько вам будет нужно.


Вы можете повторять это упражнение много раз, пока не почувствуете, что начали успокаиваться, стали расслабленными.



Ещё одно хорошее упражнение, ”скорая помощь” в различных ситуациях (при панических атаках, при сильной тревоге) - метод дыхания.

Сделайте медленный и очень глубокий вдох через нос, а затем полный и очень быстрый, резкий выдох через рот. Повторяйте это упражнение многократно.

Внимательно следите, чтобы вдох был только через нос, медленный и глубокий до предела, а выдох - всегда через рот, резкий и полный.


Принцип действия тут тот же - вы контролируете то, что можете контролировать (своё дыхание) и переключаете внимание с тревожных переживаний на своё тело.



Есть ещё один метод, к которому чаще всего прибегают люди, у которых уже есть травматический опыт. Это диссоциация, вид психологической защиты. Во время сильного переживания человек начинает воспринимать происходящее с ним со стороны, как будто выходит из собственного тела, отделяясь от него и от невыносимых переживаний. Этот механизм позволяет защититься от непереносимых, слишком тяжелых эмоций.

Я думаю, что сознательно пользоваться этим методом можно только в том случае, когда других возможностей помочь себе и поддержать себя нет и нужно как-то пережить испытание. А вообще быть в контакте с собой, своим телом и чувствами намного здоровее.



Хочу обозначить ещё одну тему, к ней в моём опыте чаще всего приходят люди с аэрофобией, которым мало помогают простые упражнения. Это высокая личностная тревожность, выражающаяся в постоянном ожидании чего-то плохого и страшного.

Такой человек живет в практически непрекращающемся напряжении и ожидании катастрофы, в новостях он в первую очередь читает об авариях и трагедиях, в любом прогнозе событий он выбирает самый пессимистичный вариант. Страх полётов для этих людей - возможность облечь свою тревогу во что-то конкретное и понятное, опредметить её. Причины такой тревожности могут быть разными, в одиночку с этим трудно разобраться, и разовой консультации тут недостаточно, лучше обратиться на серьёзную терапию.

Только сперва уточните - как сам психотерапевт переносит полёты?

С авторского сайта: http://gestalt.bartosh.org/%D1%81%D1%82%D0...82%D1%8C%D0%B8/


--------------------
Елена Бартош
Helsinki +358 505 650 393 (Viber, WatsApp)
мой сайт
Go to the top of the page
 
+Quote Post
Bulubashka
сообщение Nov 16 2015, 13:17
Сообщение #2


Завсегдатай
******

Модератор
Сообщений: 10 973
Регистрация:
12.3.2007
Из: Россия
Пользователь №: 31



Все равно боюсь...(((
Я вижу большое пространство до земли под своими ногами. Доктор, что мне делать с этой картинкой внутри головы?


--------------------
Не бойся того, что жизнь закончится, гораздо хуже, если она так и не начнется!

Булюбашка
Go to the top of the page
 
+Quote Post
Elena
сообщение Nov 16 2015, 13:22
Сообщение #3


Завсегдатай
******

Гештальт-терапевт
Сообщений: 18 907
Регистрация:
10.3.2007
Из: Хельсинки/ Тенерифе
Пользователь №: 15



А плыть? А в метро ездить?


--------------------
Елена Бартош
Helsinki +358 505 650 393 (Viber, WatsApp)
мой сайт
Go to the top of the page
 
+Quote Post
Isidor
сообщение Nov 16 2015, 13:36
Сообщение #4


Завсегдатай
******

Модератор
Сообщений: 5 239
Регистрация:
11.3.2007
Из: Москва-Фрязино-С-Петербург
Пользователь №: 23



Лен - а почему дыхание по схеме "длинный вдох, быстрый выдох", а не "глубокий вдох, долгий медленный выдох". Вроде первая скорее активизирующая?


--------------------
Алексей Смирнов, психиатр, гештальт-терапевт и просто добрый Фей
Go to the top of the page
 
+Quote Post
sergun
сообщение Nov 16 2015, 13:38
Сообщение #5


Завсегдатай
******

Член клуба
Сообщений: 6 809
Регистрация:
21.3.2008
Из: Санкт-Петербург
Пользователь №: 369



Я хорошо помню курс безопасности полётов в секции планеристов в аэроклубе.
Программа парашютной подготовки. Как нас готовили к прыжку.
И эта хренова парашютная вышка, которой сто пятьдесят лет, с ржавыми тросами и карабинами. Всё это вместе совершенно жутко кряхтело и скрипело под февральским ветром.
А внизу - десять метров до промёрзшей знмной тверди!
Когда я подошёл к краю, мои руки сами собой намертво вцепились в поручни и я реально не мог их разжать.
Особенно когда смотрел вниз, на эти малюсенькие деревья внизу.

Это было что-то глубинно-животное. Вцепиться! Если разожмут руки - зубами!
Если выбьют зубы - пдюнуть на стальную трубу и примёрзнуть к ней намертво!

Но летать - хотелось ещё сильнее.
Вероятность вот так просто потерять Мечту будила такое мощное "НЕТ, ТАКОГО НЕ БУДЕТ!", что сила эта
потихоньку миллиметр за миллиметром разжала пальцы и толкнула ступни навстречу крошечным деревьям.

Я помню, что голова тогда была совершенно точно в стороне. Какая тут, нафиг, статистика?!

Всё, что делал, вися на страховочных тросах - не помню. Но инструктор сказал, что делал всё правильно.
Приземлился удачно. Только встать не смог сразу, потому что ноги были - реально ватные.

Второй раз всё было точно так-же, но только чуть слабее. Третий раз - ещё слабее.

А настоящий прыжок уже с высоты тысячи метров - не впечатлил. Открылась дверь самолёта,
увидел ландшафт, на котором невозможно было ничего различить. Ничего малюсенького, ничего далёкого,
просто плавные линии и дымка. Не успел высунуть голову, как меня высосало из самолёта, как пылесосом.
А дальше была только мысль, как бы поближе подрулить к месту старта, чтобы не тащить потом парашют по метровому снегу...
Go to the top of the page
 
+Quote Post
sergun
сообщение Nov 16 2015, 13:40
Сообщение #6


Завсегдатай
******

Член клуба
Сообщений: 6 809
Регистрация:
21.3.2008
Из: Санкт-Петербург
Пользователь №: 369



В настоящем страхе у меня никакой контроль не работает нифига.
Никакой. В том числе и за дыханием и за ногами-ступнями-руками.
Страх - это гигантская сила.
С ним может справиться только какая-то другая сила, сопоставимая с ним по величине.
Go to the top of the page
 
+Quote Post
Elena
сообщение Nov 16 2015, 13:49
Сообщение #7


Завсегдатай
******

Гештальт-терапевт
Сообщений: 18 907
Регистрация:
10.3.2007
Из: Хельсинки/ Тенерифе
Пользователь №: 15



ЦИТАТА(Isidor @ Nov 16 2015, 13:36) *
Лен - а почему дыхание по схеме "длинный вдох, быстрый выдох", а не "глубокий вдох, долгий медленный выдох". Вроде первая скорее активизирующая?

А там задача не в расслаблении, а в переключении внимания больше.


--------------------
Елена Бартош
Helsinki +358 505 650 393 (Viber, WatsApp)
мой сайт
Go to the top of the page
 
+Quote Post
Elena
сообщение Nov 16 2015, 13:50
Сообщение #8


Завсегдатай
******

Гештальт-терапевт
Сообщений: 18 907
Регистрация:
10.3.2007
Из: Хельсинки/ Тенерифе
Пользователь №: 15



ЦИТАТА(sergun @ Nov 16 2015, 13:40) *
В настоящем страхе у меня никакой контроль не работает нифига.
Никакой. В том числе и за дыханием и за ногами-ступнями-руками.
Страх - это гигантская сила.
С ним может справиться только какая-то другая сила, сопоставимая с ним по величине.

Например? Как ты с настоящим страхом справляешься?


--------------------
Елена Бартош
Helsinki +358 505 650 393 (Viber, WatsApp)
мой сайт
Go to the top of the page
 
+Quote Post
sergun
сообщение Nov 16 2015, 13:58
Сообщение #9


Завсегдатай
******

Член клуба
Сообщений: 6 809
Регистрация:
21.3.2008
Из: Санкт-Петербург
Пользователь №: 369



ЦИТАТА
Например? Как ты с настоящим страхом справляешься?

А вот так же, как справлялся, обучаясь прыгать с парашютом.
Ищу в себе силу, которая - сильнее.

Вот когда ещё, например, нужно было драться. Ну я в том смысле, что - не "понарошку".
Очень страшно.
Помогала тоже такая "звериная" мужская "страсть-взять-верх-во-что-бы-то-ни-стало"
Что-то такое про "мы за ценой не постоим...".
Go to the top of the page
 
+Quote Post
Elena
сообщение Nov 16 2015, 14:04
Сообщение #10


Завсегдатай
******

Гештальт-терапевт
Сообщений: 18 907
Регистрация:
10.3.2007
Из: Хельсинки/ Тенерифе
Пользователь №: 15



Ага, поняла. Хороший способ.


--------------------
Елена Бартош
Helsinki +358 505 650 393 (Viber, WatsApp)
мой сайт
Go to the top of the page
 
+Quote Post
sergun
сообщение Nov 16 2015, 14:04
Сообщение #11


Завсегдатай
******

Член клуба
Сообщений: 6 809
Регистрация:
21.3.2008
Из: Санкт-Петербург
Пользователь №: 369



Уже из опыта работы с женщинами, могу догадываться, что у женщин есть тоже что-то наподобие такого "звериного".
Вот, например, всё, что связано с собственными детьми - может вызвать силу, соизмеримую с силой страха...
Go to the top of the page
 
+Quote Post
Elena
сообщение Nov 16 2015, 14:09
Сообщение #12


Завсегдатай
******

Гештальт-терапевт
Сообщений: 18 907
Регистрация:
10.3.2007
Из: Хельсинки/ Тенерифе
Пользователь №: 15



Не всегда, Серёж. И не у всех есть дети.


--------------------
Елена Бартош
Helsinki +358 505 650 393 (Viber, WatsApp)
мой сайт
Go to the top of the page
 
+Quote Post
sergun
сообщение Nov 16 2015, 14:28
Сообщение #13


Завсегдатай
******

Член клуба
Сообщений: 6 809
Регистрация:
21.3.2008
Из: Санкт-Петербург
Пользователь №: 369



ЦИТАТА
Не всегда, Серёж. И не у всех есть дети.

Да это я понимаю. Поэтому и написал "например".
А так в каждом конкретном случае искать приходится.
Иногда - долго.
Есть пока только предположение о том, что искать нужно в той области психики, которую я для себя обозначаю, как "рептильная": примитивная, "животная", "дикая".
Как раз та, которую часто больше всего стыдятся и прячут.
Зато в ней - очень мощные энергии, как правило.
Go to the top of the page
 
+Quote Post
Bulubashka
сообщение Nov 16 2015, 15:32
Сообщение #14


Завсегдатай
******

Модератор
Сообщений: 10 973
Регистрация:
12.3.2007
Из: Россия
Пользователь №: 31



ЦИТАТА(Elena @ Nov 16 2015, 10:22) *
А плыть? А в метро ездить?

Нет, видимо патамушта я плавать умею, а летать нет. Контроля и возможности справиться нет. Метро то, что? Там можно попробовать минимизировать риски, по крайней мере, уговорив себя, что это так. Почти всегда ощущение безопасности - это счастливая иллюзия.


--------------------
Не бойся того, что жизнь закончится, гораздо хуже, если она так и не начнется!

Булюбашка
Go to the top of the page
 
+Quote Post
Elena
сообщение Nov 16 2015, 16:24
Сообщение #15


Завсегдатай
******

Гештальт-терапевт
Сообщений: 18 907
Регистрация:
10.3.2007
Из: Хельсинки/ Тенерифе
Пользователь №: 15



Метро - тонны земли сверху. (На мой вкус это ещё страшнее, чем об землю хряпнуться, и мучительнее).
Но вообще всё иллюзия - только не безопасности, а контроля, имхо.


--------------------
Елена Бартош
Helsinki +358 505 650 393 (Viber, WatsApp)
мой сайт
Go to the top of the page
 
+Quote Post

Fast ReplyReply to this topicStart new topic
1 чел. читают эту тему (гостей: 1, скрытых пользователей: 0)
Пользователей: 0

 



- Текстовая версия Сейчас: 23rd November 2017 - 04:59
Rambler's Top100