IPB

Здравствуйте, Гость ( Вход | Регистрация )

2 Страниц V   1 2 >  
Reply to this topicStart new topic
> Нарратив
Bulubashka
сообщение Aug 27 2007, 06:12
Сообщение #1


Завсегдатай
******

Модератор
Сообщений: 10 973
Регистрация:
12.3.2007
Из: Россия
Пользователь №: 31



Пожалуйста, Саша. Кусочки из статей.

Что такое нарратив?

Нарратив – это повествование , история или рассказ, созданное людьми для описания и организации их опыта и способа их жизни. «... мы организуем свой опыт и свою память человеческих событий, главным образом, в форме нарратива — историй, извинений, мифов, причин делать или не делать что-то и т.д.» - пишет Брунер (1991). «Человек является животным, рассказывающим истории; быть человеком означает иметь историю и рассказывать ее» - подчеркивает Гордон Уилер (2005). И добавляет «Мы рождены, чтобы делиться своими настоящими историями, историями своего опыта». То, что мы всегда рассказываем истории не всегда очевидно, поскольку мы с детства привычно используем эти истории для обозначения своего опыта. С самого начала мы учимся тому, как выразить то, что нужно донести до слушателя. Если, рассказывая, мы не выполняем некоторых условий, то получаем от слушателей негативную обратную связь (они могут уйти, заскучать или начнут нас поправлять). При соблюдении условий и удачном комбинировании уже известного с новым, мы получаем внимание слушателей. Нарратив представлен во всем, что мы говорим, думаем или воображаем. Это естественно данный нам способ общения с другими людьми, а также форма внутренне присущая нашим способам получения знаний, которое структурирует наше восприятие мира и самих себя.
Вся наша культура поддерживается повествованиями о человеческом опыте, а культурные традиции предоставляют широкий репертуар сюжетов, которые используются людьми для организации событий своей жизни во временные последовательности. Любой личный нарратив конструируется относительно культурных нарративов. По тому, что говорится и как говорится можно судить о существующих в данном обществе нормах и ценностях, а также о том, что считается аномалиями или патологией. Уайт (1995) считает, что люди интернализуют доминирующие нарративы своей культуры и верят в то, что они содержат истину об их идентичности. Рассказывая свою историю, мы не только формируем последовательность событий, но и интерпретируем ее (Миллер, 1998). События своей жизни мы изображаем с помощью автобиографического нарратива, и в нем эти события связываются во временную последовательность с помощью того или иного сюжета. Выбор основных жизненных сюжетов относят к раннему периоду жизни человека.
Осмысление нашего опыта часто является следствием рассказа об этом опыте. Однако для своего повествования мы выбираем определенные аспекты данного нам опыта и находим им в своей истории определенное место, другие же аспекты опыта остаются за пределами нашей истории. Ф. Шюце называет этот аспект нарратива сгущением. Для истории также важно быть законченной и уточняющей обстоятельства (детализированной). Данные правила рассказывания истории являются имплицитными требованиями к любой истории и рассказчик действует в соответствии с ними. Рождение истории – это способ упорядочить свою жизнь, способ радостный или, наоборот, печальный и опустошительный. И эта история, то, как именно она выстроена, и какие именно аспекты индивидуального опыта содержит, влияет на то, как мы чувствуем, думаем и действуем. Self рождается и действует уже погруженным в личную историю, соответственно наша история, сама по себе, определенным образом организует опыт каждого из нас. По Уилеру (2005) опыт всегда имеет место внутри интерпретированного контекста, т.е. внутри истории.
Какие же условия необходимы для того, чтобы дискурс стал историей? В качестве необходимых условий называют действующих лиц и сюжет, который эволюционирует во времени (Брокмейер, Харе, 2000). Огромное число самых разнообразных дискурсов удовлетворяют этим минимальным требованиям. Виды нарративов удивительно разнообразны: беседы, истории из фольклора, басни, мифы, сказки, объявления, мемориальные речи и многое другое. Часть их этих подвидов нарратива являются частными случаями такой литературной категории, как жанр. В общем смысле нарратив представляет собой комплекс лингвистических и психологических структур, передаваемых культурно-исторически и ограниченных социально-коммуникативными и лингвистическими способностями каждого индивидуума. Репертуар нарративных форм каждого индивидуума переплетается с более широким культурным набором дискурсов, которые определяют, кто какую историю рассказывает, где, когда и кому.
Итак, история – это любая осмысленная последовательность событий во времени, последовательность, в которой одно событие обусловлено другими или следует за другими. Важным моментом является тот факт, что история о прошлом (начало событий) разворачивается в настоящий момент времени, и все эти события описываются с точки зрения сегодняшнего человека, человека знающего «чем все закончилось». Наиболее общей характеристикой таких повествований является изменение состояния персонажа соответствующее временной последовательности событий, а также трактовка этиъх событий и их оценка. Классическое определение устного нарратива принадлежит Лабову и Валецки (1967) Нарратив рассматривается как «один из способов репрезентации прошлого опыта при помощи последовательности упорядоченных предложений, которые передают временную последовательность событий посредством этой упорядоченности…». Авторы акцентировали синтаксическую языковую форму истории, в которой необходимыми лингвистическими признаками являются: 1. наличие придаточных предложений, соответствующих временной последовательности событий, отнесенность повествования к прошедшему времени, 2. структурные компоненты наличие места, времени действия и персонажей, 3. препятствие или конфликт, 4. оценка авторского отношения к происходившему, 5. разрешение-устранение препятствия, 6. завершение повествования и возврат в «здесь и теперь».
Однако повествование, где имеются все эти компоненты встречается не часто. Российские нарратологи Калмыкова и Мергенталер (2002) считают нарративом повествование, имеющее следующие семантические критерии:
А.Имеется временная последовательность событий, включающая какие-либо действия персонажа истории (ментальные или физические), которые ведут к некоторому изменению его состояния, состояния других лиц или ситуации. Действия персонажа принимают форму осложнения или разрешения, а также нарушения плана действий.
В.Имеется отчетливое и конкретное указание на время и место действия, а также на действующих лиц. Маркерами нарратива в тексте является резюме, предшествующее его изложению, «кода», возвращающая слушателя от повествования к настоящему времени, а также прямая речь действующих лиц.


--------------------
Не бойся того, что жизнь закончится, гораздо хуже, если она так и не начнется!

Булюбашка
Go to the top of the page
 
+Quote Post
Nerevarin
сообщение Aug 30 2007, 20:39
Сообщение #2


Завсегдатай
******

Гештальт-терапевт
Сообщений: 1 627
Регистрация:
10.3.2007
Из: Минск
Пользователь №: 12



Про нарратив вроде как кое-то понял. Вот я сегодня пошел на первую сессию с новым терапевтом. Разумеется, я продумал и рассказал некоторую историю про себя, свои проблемы-запросы, и историю предыдущих терапий. Весь мой текст получается, попадает под определения нарратива, так? Естественно, я сформировал именно такую историю именно для этого человека.

Я вообще заметил, что клиенты, да и все люди, когда рассказывают что-то про себя, или какие-то события, говорят нетто отличное от реального положения дел; отличие зависит от того, кому рассказывают. Одна история для друзей, вторая для жены, а третья совсем другая – для терапевта. И все истории правдивы, что самое смешное. Если я правильно понял, то задача рассказываемой истории не только передача фактов (информации), но и удержание интереса собеседника и решение какой-то еще задачи, связанной с этим человеком.

Еще заметил по себе, часто, сталкиваясь с какими-то затруднениями или напротив, положительными событиями, я мысленно «прокручиваю» их в виде рассказа, обычно смутно (или явно) осознавая кому этот текст адресован. Я пытался избавиться от этой «бормоталки», практикуя «внутреннее молчание» (Ф.Перлз), но не всегда удавалось, что я счел обсессивным признаком своего характера. ЛТ, кстати, помогает перевести избыток внутренних сюжетов в диалог и распрощаться с ними. Хотя иногда наоборот после сессии внутренний рассказчик активизируется, если чего-то не завершилось.
Эта внутренняя речь тоже попадает под нарратив?

Все же хотелось бы более краткого и конкретного определения. Не очень понятно, газетная статья – это нарратив? Посты на форуме? Если не все, то какие из них? Примеры, пожалуйста. И еще, если можно, нечто текстовое (речевое), что нарративом не является, и почему.

Вот еще некоторые определения из нета:

Нарратив — история (рассказ), исторически и культурно обоснованная интерпретация некоторого аспекта мира с позиции некоторой человеческой личности.

НАРРАТИВ (лат. narrare - языковой акт, т.е. вербальное изложение - в отличие от представления) - понятие философии постмодерна, фиксирующее процессуальность самоосуществления как способ бытия повествовательного (или, по Р.Барту, "сообщающего") текста. Важнейшей атрибутивной характеристикой Н. является его самодостаточность и самоценность: как отмечает Р.Барт, процессуальность повествования разворачивается "ради самого рассказа, а не ради прямого воздействия на действительность, то есть, в конечном счете, вне какой-либо функции, кроме символической деятельности как таковой". wacko.gif

Нарратив [лат. narrare - языковый акт, т. е. вербальное изложение - в отличие от представления] - рассказывание историй, пересказ, несобственно-прямое говорение; в психотерапии - рассказы пациентов о личной истории. Термин заимствован из историографии, а именно из концепции "нарративной истории" А. Тойнби, согласно которой смысл исторического события не столько существует "объективно", сколько возникает в контексте рассказа о событии и имманентно связан с личностной интерпретацией.


--------------------
Каждый человек по-своему прав, а по моему - нет.
Go to the top of the page
 
+Quote Post
Nerevarin
сообщение Aug 30 2007, 21:00
Сообщение #3


Завсегдатай
******

Гештальт-терапевт
Сообщений: 1 627
Регистрация:
10.3.2007
Из: Минск
Пользователь №: 12



Думаю можно еще добавить абзац для нарративно-аналитической терапии, вроде относится к ГТ. Наташа специализацию такую имеет.


--------------------
Каждый человек по-своему прав, а по моему - нет.
Go to the top of the page
 
+Quote Post
Bulubashka
сообщение Aug 31 2007, 06:37
Сообщение #4


Завсегдатай
******

Модератор
Сообщений: 10 973
Регистрация:
12.3.2007
Из: Россия
Пользователь №: 31



Саша! Мне кажется ты ищешь особо правильное и единственноеопределение. Я в статье выбирала то, какое для меня было наиболее интересным и в отрывке из статьи признаки нарратива перечислены. А так их штук 50, а может и больше. К вопросу о языке гуманитарных наук и семантической свободе(хи-хи). А дискурса определений штук 400 (взято из книги Макарова про теорию дискурса).
Так что выбирай, что тебе нравится и для терапии полезно. Коротко я склонна определить нарратив так время-пространство-сюжет. Все это может быть в одной фразе и не быть в целом тексте.


--------------------
Не бойся того, что жизнь закончится, гораздо хуже, если она так и не начнется!

Булюбашка
Go to the top of the page
 
+Quote Post
Nerevarin
сообщение Aug 31 2007, 09:54
Сообщение #5


Завсегдатай
******

Гештальт-терапевт
Сообщений: 1 627
Регистрация:
10.3.2007
Из: Минск
Пользователь №: 12



Для таких терминов как нарратив и дискурс нет, не ищу, это по полному праву гуманитарные термины и я не стремлюсь к точности. Хочу просто для себя понять получше. Ты не могла бы ответить на вопросы в предыдущем посте? Твое личное мнение, без точности. Я попробую сформулировать определение, но ей богу, лучше если это сделает кто-то из гуманитариев.

И то же самое с дискурсом


--------------------
Каждый человек по-своему прав, а по моему - нет.
Go to the top of the page
 
+Quote Post
Nerevarin
сообщение Aug 31 2007, 09:58
Сообщение #6


Завсегдатай
******

Гештальт-терапевт
Сообщений: 1 627
Регистрация:
10.3.2007
Из: Минск
Пользователь №: 12



И по нарративно-аналитической напишите краткое резюме плиз.
Наташа HAZEL – два шага из строя!!! smile.gif


--------------------
Каждый человек по-своему прав, а по моему - нет.
Go to the top of the page
 
+Quote Post
Bulubashka
сообщение Aug 31 2007, 10:38
Сообщение #7


Завсегдатай
******

Модератор
Сообщений: 10 973
Регистрация:
12.3.2007
Из: Россия
Пользователь №: 31



Коротко про нарратив я уже написала. Про дискурс, если успею, день загруженный.


--------------------
Не бойся того, что жизнь закончится, гораздо хуже, если она так и не начнется!

Булюбашка
Go to the top of the page
 
+Quote Post
Hazel
сообщение Sep 2 2007, 14:05
Сообщение #8


Завсегдатай
******

Дипломированный психолог
Сообщений: 807
Регистрация:
11.3.2007
Из: Минск
Пользователь №: 21



ЦИТАТА("Nerevarin")
Наташа HAZEL – два шага из строя!!!

Сашк, есть два шага из строя. Только я позже напишу: я сейчас 3 должности совмещаю на работе, можно сказать живу там. я чуть освобожусь буду бежать за вами со всех ног. Пока просто захожу сюда грустить и смотреть на огромные слои текста и мечтать о дне совпадения семантического пространства и пребывания в одном дискурсном поле. (рыдающий смайлик)


--------------------
Наталья Зубович
Go to the top of the page
 
+Quote Post
Nerevarin
сообщение Sep 2 2007, 16:14
Сообщение #9


Завсегдатай
******

Гештальт-терапевт
Сообщений: 1 627
Регистрация:
10.3.2007
Из: Минск
Пользователь №: 12



Ладно, не горит. Ты это – береги себя. У меня тоже есть привычка затрахивать себя работой до предела, а потом болеть начинаю, астения или еще какая гадость. А поле все равно совпадает, даже если не дискурсное – гномики там всякие и все такое smile.gif


--------------------
Каждый человек по-своему прав, а по моему - нет.
Go to the top of the page
 
+Quote Post
Hazel
сообщение Sep 2 2007, 22:53
Сообщение #10


Завсегдатай
******

Дипломированный психолог
Сообщений: 807
Регистрация:
11.3.2007
Из: Минск
Пользователь №: 21



Бернард Шоу был одним из первых, кто объявил, что человек - это его язык. Основная идея его комедии "Пигмалион" - если изменить способ и манеру говорить, то это приведёт к изменению социального статуса и положения. Пари, заключённое героями его пьесы состояло в том, что профессор фонетики берётся обучить Элизу Дуллитл (цветочницу) литературному языку, так что она сможет выйти замуж за знатного джентльмена.

Нарратив - это не только способность говорить, это средство и процесс организации и соотнесения личного опыта рассказчика, который отражает его некие внутренние психологические структуры и эмоциональные состояния.
Нарратив - это не history, а story, рассказанная именно здесь, именно сейчас, именно данному собеседнику. Поэтому в Булюбашкину схему "время-пространство-сюжет", я бы еще добавила со-беседника или со-автора.
Клиент и терапевт, обмениваясь своими нарративами, способны породить новую историю.
Про нарративы есть такие метафоричные выражения:
- Хочу начать все с чистого листа
- Страница жизни.
Фильм про то, как нарратив меняет жизнь человека - не помню название, как богатую тетку с потерей памяти после кораблекрушения помещают в захолустный дом к мужу дармоеду, который рассказывает ей другую историю ее жизни. Этой историей она продолжает жить и меняется согласно ей.
В гештальт подходе: событие, незавершённое в прошлом имеет смысл в настоящем и формирует его.
В нарративном подходе: событие не только в прошлом, но и в будущем, фантазийное (симулякр) формируют настоящее. Истории "как если бы" вызывает эмоциональные реакции и влияют на настоящее.
Не помню кто это сказал: "Люди - существа интерпретирующие. Постоянно переживая нескончаемую вереницу событий, они стремятся увидеть их взаимосвязанными и объяснимыми, то есть осмысленными. Нарратив подобен нити, сплетающей разнообразные, разбросанные во времени и пространстве события в историю".

В зависимости от культуры существуют доминирующие истории, которые способны будучи экстернализироваными, открыть истину о собственном Я: например доминирующая история коммунистического общества это история о невыдающемся общественном человеке, или семейный миф о сбежавшей невесте. Я интересовалась про то, что некоторые нарративы, запечатлённые даже не в своей собственной истории, а в некой культурной истории: мультфильме, кинофильме - могут быть очень тесно связаны с собственной историей. Так, например, по тем или иным причинам, любимым и ярким в памяти остаётся мультик про Винни-пуха и образ кролика, с конкретной фразой:
Пример, запомнившегося мульта, привел мужчина психиатр:
(Пух стучит в дверь кролика)
- Кто там?
- Я
-Кто я? Я бывают разные.
Позднее выясняется, что мужчина работает с пациентом в психозе с множественной личностью.
Короче это я про то, что вспоминаются культурные истории в определенное время и с определенным собеседником.

История-жизненный нарратив может быть как замкнутый круг: я не могу получать больших денег просто так - почему не могу? - потому что мой семейный миф гласит, что большие деньги получают мошенники, а мы честный род, зарабатывающий кровью и потом.
Человек приходит на терапию, когда сюжетная линия дает сбой и в речи появляется разговор о циклах. Ех: «кручусь как белка в колесе», «Каждый день одно и то же», «День сурка», "все как всегда". Тогда доминирующие истории (личные и/или культурные) не позволяют им прожить свои собственные предпочтительные нарративы. Суть нарративно-аналитической терапии показать клиенту, что жизнь любого человека состоит из значительно большего количества событий, чем те которые он отбирает для своих историй. То, какие из вновь поступающих событий будут включаться в истории, определяется уже сконструированными доминирующими историями данного человека.
Любая история:
- интертекстуальна (сущ. в пространстве др.текстов)
- бесконечно интерпретируема (сколько читателей, столько интерпретаций. Не м.б. критика, эксперта, конечного интерпретатора)
- неотделима от контекста

Нарративная терапия сфокусирована на ВОССОЗДАНИИ и ПРОИЗНЕСЕНИИ:
1.) делая свой текст понятным для другого, мы делаем его понятным для себя.
2.) возможность воздействовать и конструировать реальность. Это связано с тем, что время реальности материальной и реальности текста противонаправлены. (ex: «Портрет Дориана Грея», образ Рахиль в «Гипперионе» Д.Симмонса).
Критерии хорошо сформированного повествования:
1.Осмысленность
2.Связность
3.Сюжетность
4.Завершенность

В повествовании мы анализируем:
o Критерий сгущения. Т.к. время терапевтической сессии ограничено, необходимо помнить, что клиент выбирает значимый д/него текст. Рассказывая, можно отследить прерывания - то, как вытесняемые моменты не существующие в тексте, присутствуют в контексте, влияя на эмоции и поведение.
o Способность к Детализации. Это пространственно – временные и персональные координаты нахождения человека. (здесь, там, тогда)
o Наличие Сюжета. Упорядоченно связывает жизненный текст.
o Событие. Дискретная единица сюжета.
В здоровой жизни три основных сюжета
1.история рождения – развития,
2.любви расставания,
3.смерти, умирания, болезни.

Основными критериями успешности нарративной терапии являются:
1. увеличение законченных глагольных форм: без деепричастных оборотов и -ся.
2. увеличение употребления частицы Я.
3. рассказы законченных историй (завершенность): без многоточия, с наличием персонажей, осознанность сюжета и продолжительности истории.
4. перевод интроекций в проекции: без цитирования, прямая речь и т.д.


--------------------
Наталья Зубович
Go to the top of the page
 
+Quote Post
Hazel
сообщение Sep 2 2007, 23:04
Сообщение #11


Завсегдатай
******

Дипломированный психолог
Сообщений: 807
Регистрация:
11.3.2007
Из: Минск
Пользователь №: 21



Ну вот - это впопыхах про нарратив.

Интересным мне показалось (когда нарративами занималась), про страх. Какие то истории диалогичны, какие-то триалогичны, какие-то являются полилогом, а вот истории про страх - это зачастую истории-монолог. Поэтому шизофренический процесс - где много страха, является регрессией к архаическому мышлению, как утверждают психоаналитики. А в архаическом мышлении нет феномена наррации! Страх трудно даже бывает описать.
И еще - нарративность появляется после символичности, поэтому в психотерапии мало получить от клиента символ - следующий этап - вписать этот символ в метафору и контекст, а также описать словами, т.е. назвать и обнарративить.
И еще, мне показалось интересным то, что в депрессии нет смыслов, а в шизофрении нет текстов.


--------------------
Наталья Зубович
Go to the top of the page
 
+Quote Post
Гость_fishka_*
сообщение Sep 2 2007, 23:30
Сообщение #12





Незарегистрированный






Натка, невероятно интересно. Спасибо.
Go to the top of the page
 
+Quote Post
Bulubashka
сообщение Sep 3 2007, 05:44
Сообщение #13


Завсегдатай
******

Модератор
Сообщений: 10 973
Регистрация:
12.3.2007
Из: Россия
Пользователь №: 31



Хорошая и полная книжка про нарратив в ПТ и нарративную психотерапию
Фридмен Дж., Комбс (2001) Дж. Конструирование иных реальностей Истории и рассказы как терапия. Москва, Класс.


--------------------
Не бойся того, что жизнь закончится, гораздо хуже, если она так и не начнется!

Булюбашка
Go to the top of the page
 
+Quote Post
Nerevarin
сообщение Sep 3 2007, 13:54
Сообщение #14


Завсегдатай
******

Гештальт-терапевт
Сообщений: 1 627
Регистрация:
10.3.2007
Из: Минск
Пользователь №: 12



Наташа спасибо, очень интересно и ясно изложено! Мне нравится нарративно-аналитический подход, он является полевым подходом. Действительно, чтобы связная история сформировалась, необходимо понимание этой истории собеседником. Внутренний нарратив (с воображаемым собеседником) менее продуктивен и не достигает завершения, вместо этого рекурсирует до уменьшения напряжения потребности. Нарратив можно определить хаотическим самоорганизующимся процессом, стремящимся к завершению – удовлетворении контактной (коммуникативной) потребности.

Я склонен рассматривать нарративный подход в гештальтийском ключе. Осмысленный, связный, сюжетный и завершенный нарратив, доступный для понимания собеседником (терапевтом) является хорошим гештальтом, который теперь может быть разрушен и «энергия» высвобождена для любой другой истории жизни.

ЦИТАТА
делая свой текст понятным для другого, мы делаем его понятным для себя.


Это точно. Интересно, что при этом происходит – все свою историю, и проблемы, и их решения клиент сам нередко знает прекрасно. В терапии осознается фактически не сама история, а граница контакта с терапевтом, то есть одна из бесчисленных ситуаций итерации паттерна, заключенного в этом сюжете и стремящегося к завершению.


--------------------
Каждый человек по-своему прав, а по моему - нет.
Go to the top of the page
 
+Quote Post
Nerevarin
сообщение Sep 3 2007, 14:04
Сообщение #15


Завсегдатай
******

Гештальт-терапевт
Сообщений: 1 627
Регистрация:
10.3.2007
Из: Минск
Пользователь №: 12



ЦИТАТА
возможность воздействовать и конструировать реальность. Это связано с тем, что время реальности материальной и реальности текста противонаправлены
.

Вот, еще одно синергетическое свойство нарратива. Стремящийся к какой-то цели, нарратив «растет из будущего», т.е. имеет обратную временную размерность, как и все самоорганизующиеся системы. Соответственно изменения структурного паттерна (установка, настроение или иное отношение в этой истории) изменяет ее развитие.


--------------------
Каждый человек по-своему прав, а по моему - нет.
Go to the top of the page
 
+Quote Post
Nerevarin
сообщение Sep 3 2007, 17:53
Сообщение #16


Завсегдатай
******

Гештальт-терапевт
Сообщений: 1 627
Регистрация:
10.3.2007
Из: Минск
Пользователь №: 12



Проверяйте:
=======

Нарратив [лат. narrare - языковый акт, т. е. вербальное изложение - в отличие от представления] - это повествование, история или рассказ, созданное людьми для описания и организации их опыта и способа их жизни, которое отражает определенные психологические структуры и эмоциональные состояния. В психотерапии - рассказы пациентов о личной истории.

Нарратив включает в себя не только рассказанную историю, но и то, как говорит человек, и собеседника, кому она адресовано; нарратив является не только повествованием, но и средством удержания внимания, заинтересованности и включенности собеседника (терапевта), который выступает в качестве со-автора нарратива.

При оформление свой личной истории человек использует культурный нарратив – сюжеты, сказки, мифы, фрагменты фильмов и книг, рекламу и любые другие коммуникативные сообщения, которые составляют окружение человека.

Нарративно-аналитическая терапия обращает внимание на форму и содержание нарратива клиента. В этом подходе предполагается, что сюжеты и истории, которым следует, и по которым живет человек, определяют то, как человек реагирует на ситуации, в которых оказывается. Тогда не только прошлые события, но и будущие ожидаемые и воображаемые события влияют на его настоящее. Задача нарративно-аналитической терапии показать клиенту, что жизнь любого человека состоит из значительно большего количества событий, чем те, которые он отбирает для своих историй, тем самым ограничивая свой опыт и возможности. Клиент и терапевт, обмениваясь своими нарративами, способны породить новую историю.


--------------------
Каждый человек по-своему прав, а по моему - нет.
Go to the top of the page
 
+Quote Post
narrator
сообщение Feb 9 2008, 20:37
Сообщение #17


Новичок
*

Гость
Сообщений: 7
Регистрация:
9.2.2008
Из: Балашов
Пользователь №: 335



ЦИТАТА(Hazel @ Sep 2 2007, 23:04) *
Поэтому шизофренический процесс - где много страха, является регрессией к архаическому мышлению, как утверждают психоаналитики. А в архаическом мышлении нет феномена наррации! Страх трудно даже бывает описать.

Такая классная тема - про нарратив. Очень много интересного для себя нашла, нельзя ли к ней вернуться?
А боль и страдание какие формы нарратива принимают? В России это вроде навязчивой темы, и в литературе, и в бытовых коммуникациях... Боль описывают редко, но страдание ...
Go to the top of the page
 
+Quote Post
narrator
сообщение Feb 9 2008, 20:51
Сообщение #18


Новичок
*

Гость
Сообщений: 7
Регистрация:
9.2.2008
Из: Балашов
Пользователь №: 335



ЦИТАТА(Hazel @ Sep 2 2007, 22:53) *
Основными критериями успешности нарративной терапии являются:
1. увеличение законченных глагольных форм: без деепричастных оборотов и -ся.
2. увеличение употребления частицы Я.
3. рассказы законченных историй (завершенность): без многоточия, с наличием персонажей, осознанность сюжета и продолжительности истории.
4. перевод интроекций в проекции: без цитирования, прямая речь и т.д.

Наташа, опять очень интересные для меня сведения. В модернизме, когда экспериментируют с "потоком сознания" (Джойс) все как раз наоборот, это значит, что психолог должен помочь мне, допустим, "перевести" внутреннюю речь на внешнюю?
Go to the top of the page
 
+Quote Post
Hazel
сообщение Feb 10 2008, 00:48
Сообщение #19


Завсегдатай
******

Дипломированный психолог
Сообщений: 807
Регистрация:
11.3.2007
Из: Минск
Пользователь №: 21



ЦИТАТА
В модернизме, когда экспериментируют с "потоком сознания" (Джойс) все как раз наоборот, это значит, что психолог должен помочь мне, допустим, "перевести" внутреннюю речь на внешнюю?

Мало перевести внутреннюю речь во внешнюю, мало деструктурировать текст и собрать новый, опираясь на некий идеал как это должно "традиционно" быть. Важно написать его под себя исходя не из прошлого, а из будущего, кому-то адресовать и принять собственное авторство без ожидания пока обстоятельства вынудят принимать выбор.

А расскажи про "все что наоборот в модернизме при экспериментах с потоком сознания"? И очень хочется развести модернизм с постмодернизмом, особенно какой момент можно считать переходным.
ЦИТАТА
боль и страдание какие формы нарратива принимают?

Боль может стоять у истоков разных состояний и чувств, например ярости или ревности.
Где то у Лакана было про депрессию: "лишенные обладания, которых можно описать как обладающих лишением". Вот такие тексты создаем и производим. В русском языке ценность страдания, наверное, выше ценности радости и американского "i'm ok". Некрасиво в нашей культуре говорить про счастье и радость. И приметы у нас такие - ребенка не показывать - сглазят, в пост не жениться - к разлуке, да и "там у них все есть в отличие от нас" прочно вошло в обиход в 90-е. Если Татьяна Ларина или любая какая тургеневская девушка страдала, то была в этом величественна, а Хэмингуей писал вот про легкость (что, кстати, не помешало ему удачно суициднуть).
Русский стиль "мизерабль" был возвеличен революциями - "Кто был никем тот станет всем... Мы старый мир разрушим" и т.д. Уничтожили ярчайших представителей аристократии, лучше от этого не стали, от ощущения "холопства и лишенности", впитанного веками, стали избавляться лишь недавно - после того как модерновые малиновые новые русские стали превращаться в постмодерновых образованных и воспитанных.


--------------------
Наталья Зубович
Go to the top of the page
 
+Quote Post
narrator
сообщение Feb 11 2008, 12:53
Сообщение #20


Новичок
*

Гость
Сообщений: 7
Регистрация:
9.2.2008
Из: Балашов
Пользователь №: 335



ЦИТАТА(Hazel @ Feb 10 2008, 00:48) *
про "все что наоборот в модернизме при экспериментах с потоком сознания"? И очень хочется развести модернизм с постмодернизмом, особенно какой момент можно считать переходным.


Hazel, начал эти эксперименты, конечно, Джойс (Улисс: см. женский поток сознания Молли в последней части, его очень оценил Юнг). В языковом плане он сделал все по Выготскому, хотя вряд ли знал его. Вот отрывок из одной моей статьи (она великовата, можешь не дочитывать):
"...формы внутренней речи-мысли останавливают сюжетное развитие, обеспечивая ретроспекцию, проспекцию и интроспекцию. В этом смысле образуется противопоставление СКД (НСПР) (это нарратив "свободного косвенного дискурса", где синтаксически не разделены речи автора и персонажа) разным видам внутренней речи. Оно отражает деление повествования на внешний − объективно-событийный, фабульный − и внутренний, субъективно-психологический планы. Внутренняя речь, передающая не речи, а мысли персонажей, имеет два типа: внутренний монолог (ВМ) и поток сознания (ПС). Дискуссионность и многоаспектность типологических квалификаций этих понятий в разных науках [...] приводит к тому, что они зачастую дифференцируются нечетко. [...]
1) Сходство между внутренним монологом и потоком сознания в том, что оба представляют собой текстовые формы, с помощью которых устанавливается «крупный психологический план» работы ассоциативной мысли персонажа; общая их нарративная функция – «транспозиция в чужое сознание», останавливающая сюжетное развитие.
2) Типологическое различие между ними проводится по основанию представленности / непредставленности в них сферы бессознательного, то есть, невербальной сферы. Внутренний монолог изображает ход мысли субъекта, мозг которого находится в полностью активном состоянии, и потому этот прием может быть охарактеризован как «внутренний анализ». Поток сознания изображает измененные состояния сознания субъекта (алкогольная или наркотическая интоксикация, агония, бред, сон и т. п.).
3) Данное различение не может не сказываться на языковом воплощении двух этих текстовых форм. Обеим присущи малая синтаксическая расчлененность или, наоборот, фрагментарность, эллиптичность, односоставность пердложений, предикативность (отсутствие подлежащего). Но все же во внутреннем монологе больше «следов» коммуникативной, вербализованной речи – будучи по психологической природе внутренним анализом личной «истории жизни» (Лакан), в которой всплывают стойкие образные ассоциации, прошлое, травмы сознания героя и т. д., эта форма все же сохраняет логизированность, относительную цельность формы. В потоке сознания все черты «испарения речи в мысль» доводятся до предела: «сенсорное впечатление» «изгоняет носителя монолога (monologeur) почти полностью из существования», что сказывается не только на разрыве синтаксических единств, но и слов, не «договариваемых» полностью, на использовании слов, абстрагированных от смысла, на звукоподражательных эффектах и пр. [...]
[...]внутренний монолог и поток сознания находятся на самой дальней периферии поля ЧР (чужой речи - т. е. не авторской). Хотя и здесь обозначается определенное различение – при всей интенсивности идентификации собственного сознания с сознанием персонажа, автор может, все-таки, обозначить свою «партию» через использование 3-го лица. Но максимальный эффект достоверности воссоздания психологических процессов мышления достигается при передаче внутренней речи в субъектно-речевом плане персонажа от 1-го лица. Эта форма передачи чужого высказывания, называемая отдельными исследователями изображенной внутренней речью (ИВР), воспринимается как непосредственная запись мыслительного процесса. [...] целесообразно различать два вида передачи внутренней речи: 1) ВМ и ПС от 3-го лица и 2) ВМ и ПС от 1-го лица. Первые две формы мы рассматриваем как практически полное отождествление «своего» и «чужого», а вторые – как самое полное их отождествление. (конец цитаты)

О переходном моменте - думаю, модернизм кончился после Первой Мировой войны, постмодернистские апокалиптические настроения начались когда появилась атомная бомба ... Но сам постмодернизм возник после 60-х, как часть философии постструктурализма (Барт, Кристева, Деррида и прочие люди подвели под него теоретический базис). Вообще по периодам попробую найти ссылку на одну статью...

Нет, она почему-то "может нанести вред вашему компу" (см. : Тишунина В. Н. Модернизм и постмодернизм в системе литературы ХХ века"). Но вот другая коротенькая статья: http://narratif.narod.ru/valaamova01.htm
Go to the top of the page
 
+Quote Post

2 Страниц V   1 2 >
Fast ReplyReply to this topicStart new topic
1 чел. читают эту тему (гостей: 1, скрытых пользователей: 0)
Пользователей: 0

 



- Текстовая версия Сейчас: 23rd November 2017 - 19:49
Rambler's Top100