IPB

Здравствуйте, Гость ( Вход | Регистрация )

9 Страниц V  < 1 2 3 4 5 > »   
Reply to this topicStart new topic
> Феноменология
Isidor
сообщение Sep 18 2007, 11:31
Сообщение #41


Завсегдатай
******

Модератор
Сообщений: 5 239
Регистрация:
11.3.2007
Из: Москва-Фрязино-С-Петербург
Пользователь №: 23



Че то мы сильно отклонились от темы феноменология или феноменологический подход в ГТ.
Попробую изложить, что я понимаю под феноменологическим подходом ГТ.

1. Единой реальности не существует. Она у каждого своя в каждый момент времени.
Ключевые вопросы:
Какова она у клиента?
Какова она у терапевта?
Как терапевту сделать осознанным интерференции своей реальности и реальности клиента и по возможности ее минимизировать?

Например: опытом подтверждено, что психиатр-консультант, задавая вопросы пациенту, на клиническом разборе например, может создать у окружающих, наблюдающих этот разговор картину практически любого психического расстройства у пациента. Можно расспросить его так, что будет казаться, что у него галлюцинации, бред, депрессия, алкоголизм, умственная отсталость и т.д.
См. классический вопрос "вы перестали пить коньяк по утрам"?

Сторонники феноменологического подхода предлагают терапевту, по возможности отделять свои интерепретации, предположения и отношения от восприимаемых им явлений. На одной из учебных групп я предложил участникам по упражняться в парах в говорении фраз "Я сейчас вижу (слышу) что ты .... и мне кажется, что ...." Например, я сейчас вижу что твой взгляд устремлен в мою сторону и мне кажется, что ты на меня смотришь.

Иногда встречается упоминание о таком не предвзятом взгляде, как о "взгляде новичка", заимстованное из Дзен.

2. Субъективная реальность складывается из восприятий, интерепретаций, значений и отношений. Например, я чувствую сердцебиение, мне кажется, что это сердечный приступ, я думаю, что я могу умереть и опасаюсь этого.

Проясняя феномен в диалоге таким образом можно использовать следующими вопросами: 1) что ты чувствуешь? 2) как ты думаешь, что это?; 3) что это для тебя означает?; 4) как ты к этому относишься?; 5) как ты узнаешь что это так?
Иногда бывает важно выяснить отделяет ли клиент и если отделяет, то как сходные феномены. Например, "как ты чувствуешь тревогу" "я чувствую дрожь в теле, сердцебиение, мышцы напряжены" "а чем это отличается от волнения?".

Задачей ГТ с точки зрения феноменологического подхода, является максимально точное определение клиентом своих феноменов и их взаимосвязей.

3. С точки зрения феноменологического подхода особенно сильно различие реальностей может касаться абстрактных или не четко определяемых понятий (честь, справедливость, любовь, мужество, смелость и тд.), их нельзя принимать в речи клиента как данность. Имеет смысл прояснять что именно это слово означает для клиента.

4. Феноменологический подход предполагает, что наблюдаемый феномен тесно связан с позицией наблюдателя и его интенциями. Описание феномена клиентом связано с его намерениями и с намерениями терапевта, слушающего клиента.

На этом в частности основан способ работы со снами Фрома, предлагающего рассматривать сон, как послание от рассказчика, слушателю.

Пока все, добавляйте.


--------------------
Алексей Смирнов, психиатр, гештальт-терапевт и просто добрый Фей
Go to the top of the page
 
+Quote Post
Bulubashka
сообщение Sep 18 2007, 11:53
Сообщение #42


Завсегдатай
******

Модератор
Сообщений: 10 973
Регистрация:
12.3.2007
Из: Россия
Пользователь №: 31



Я вижу, что твои глаза направлены в мою сторону, твой взгляд устремлен в мою сторону (т.е. ты смотришь в мою сторону) и мне кажется. что ты меня видишь...

глаза направлены в сторону
взгляд устремлен
смотришь
видишь

Степень интерпретативности высказывания нарастает... но интерпретация все же содержится в каждом описании... Если работать без фанатизма в описании феноменов, то просто стоит это помнить.

Классно, Леша... Мне нравится в данном определении практичность - взгляд терапевта.


--------------------
Не бойся того, что жизнь закончится, гораздо хуже, если она так и не начнется!

Булюбашка
Go to the top of the page
 
+Quote Post
Isidor
сообщение Sep 18 2007, 12:20
Сообщение #43


Завсегдатай
******

Модератор
Сообщений: 5 239
Регистрация:
11.3.2007
Из: Москва-Фрязино-С-Петербург
Пользователь №: 23



ЦИТАТА(Bulubashka @ Sep 18 2007, 12:53) *
Я вижу, что твои глаза направлены в мою сторону, твой взгляд устремлен в мою сторону (т.е. ты смотришь в мою сторону) и мне кажется. что ты меня видишь...

глаза направлены в сторону
взгляд устремлен
смотришь
видишь

Степень интерпретативности высказывания нарастает... но интерпретация все же содержится в каждом описании... Если работать без фанатизма в описании феноменов, то просто стоит это помнить.

Ну естественно без фанатизма, а то можно дойти и до вопроса "а откуда я знаю, что это глаза" или "что я имею в виду под словом "ты"". smile.gif


--------------------
Алексей Смирнов, психиатр, гештальт-терапевт и просто добрый Фей
Go to the top of the page
 
+Quote Post
troglodit
сообщение Sep 18 2007, 12:27
Сообщение #44


Завсегдатай
******

Член клуба
Сообщений: 2 387
Регистрация:
15.3.2007
Из: г. Владимир
Пользователь №: 45



ЦИТАТА(Isidor @ Sep 18 2007, 12:31) *
...
Задачей ГТ с точки зрения феноменологического подхода, является максимально точное определение клиентом своих феноменов и их взаимосвязей.

3. С точки зрения феноменологического подхода особенно сильно различие реальностей может касаться абстрактных или не четко определяемых понятий (честь, справедливость, любовь, мужество, смелость и тд.), их нельзя принимать в речи клиента как данность. Имеет смысл прояснять что именно это слово означает для клиента.
...
Довольно часто у меня бывает такое, что прояснение значений слов или конкретизирующие вопросы выводят клиента из себя... Это происходит, когда осознавание клиентом нечетких понятий или интроектов приводит к противоречию с его моделью мира, к осознаванию несостоятельности собственных убеждений ...
Пример:
К. - Дети должны уважать родителей.
Т. - Всегда-всегда?
К. - Да, всегда.
Т. - Бывает, что родители недостойны уважения?
К. - (гневно) Перестаньте придираться к словам, я не за этим к вам пришла.
Go to the top of the page
 
+Quote Post
Игорь
сообщение Sep 18 2007, 13:07
Сообщение #45


Завсегдатай
******

Член клуба
Сообщений: 509
Регистрация:
12.3.2007
Пользователь №: 37



Юр, я думаю, что это не прояснение значений, а навязывания своих представлений. "Несостоятельности собственных убеждений" - как-то странно звучит. Я чувствую в этом намек на правильное не правильное представление. Удобное-не удобное, я бы еще понял.
Относительно третьего пункта интересно посмотреть ветку "Кто-то Больший...". Там, насколько я понимаю, по разному интерпретируются противопоставления взрослый-ребенок, отвественность-без отвественность.
Go to the top of the page
 
+Quote Post
Isidor
сообщение Sep 18 2007, 13:14
Сообщение #46


Завсегдатай
******

Модератор
Сообщений: 5 239
Регистрация:
11.3.2007
Из: Москва-Фрязино-С-Петербург
Пользователь №: 23



ЦИТАТА(troglodit @ Sep 18 2007, 13:27) *
Довольно часто у меня бывает такое, что прояснение значений слов или конкретизирующие вопросы выводят клиента из себя... Это происходит, когда осознавание клиентом нечетких понятий или интроектов приводит к противоречию с его моделью мира, к осознаванию несостоятельности собственных убеждений ...
Пример:
К. - Дети должны уважать родителей.
Т. - Всегда-всегда?
К. - Да, всегда.
Т. - Бывает, что родители недостойны уважения?
К. - (гневно) Перестаньте придираться к словам, я не за этим к вам пришла.

Мне кажется, что это может происходить, тогда, когда не установлены отношения, нет безопасности, не определена цель разговора.

В приведенном примере. Терапевт конфронтирует с клиентом, ставит его убеждения под сомнения. Это не феноменологическое прояснение. Это больше похоже на метамодель НЛП или оспаривание иррациональных убеждений в РЭТ.

Прояснением было бы "а что значит уважать", "как вы понимаете неуважительное отношение" "как вы замечаете, что вас уважают". "Чем для вас неприятно неуважительное отношение?" "Чем для вас важно уважительное отношения?" "Как вы добиваетесь уважения?" "За что дети должны уважать родителей? Зачем?" "Что делать, когда дети не уважают родителей" "С чем может быть связано то, что дети не уважают родителей, как родители могут привести к этому" и т.д. Естественно, все это делается, если тема детско-родительского уважения действительно является актуальной для клиента, а не привлекла внимание терапевта, в рамках его собственной феноменологии, в последнем случае завершающая реплика клиентки тоже может быть понятной.


--------------------
Алексей Смирнов, психиатр, гештальт-терапевт и просто добрый Фей
Go to the top of the page
 
+Quote Post
troglodit
сообщение Sep 18 2007, 15:31
Сообщение #47


Завсегдатай
******

Член клуба
Сообщений: 2 387
Регистрация:
15.3.2007
Из: г. Владимир
Пользователь №: 45



Игорь, Алексей, для клиентки важны ее отношения с дочерью, а для меня важны отношения с клиенткой. Спасибо!
Go to the top of the page
 
+Quote Post
Isidor
сообщение Sep 18 2007, 16:51
Сообщение #48


Завсегдатай
******

Модератор
Сообщений: 5 239
Регистрация:
11.3.2007
Из: Москва-Фрязино-С-Петербург
Пользователь №: 23



ЦИТАТА(Isidor @ Sep 18 2007, 12:31) *
4. Феноменологический подход предполагает, что наблюдаемый феномен тесно связан с позицией наблюдателя и его интенциями. Описание феномена клиентом связано с его намерениями и с намерениями терапевта, слушающего клиента.

На этом в частности основан способ работы со снами Фрома, предлагающего рассматривать сон, как послание от рассказчика, слушателю.

Интенция терапевта оказывает существенное влияние на клиента, переживаемые им и предъявляемые им феномены. Это является одним из факторов эффективности терапии. Например один из клиентов, в начале терапии долго расспрашивал меня о том, как работает терапия. На одной из последних сессий он сказал, что для него это оказалось довольно просто: "Я прихожу к тебе, рассказываю о чем то, что для меня неприятно, стыдно, что я сам в себе не принимаю, в чем мне признаваться не хочется. А ты это выслушиваешь спокойно и говоришь: "Ну да, вот так". И тогда я потом ухожу и постепенно тоже так к себе начинаю относиться".
Отсутствие интенции делает терапию невозможной. Увеличение степени интенсивности интенции терапевта делает терапию трудно предсказуемой. Например активное желание помочь, личная заинтересованность терапевта в клиенте, могут вызывать активное сопротивление или пассивный сабботаж в виде "послушности" или "стремления быть хорошим клиентом". В связи с этим некоторые гештальтисты предлагают вернуться к аналитической нейтральности, с тем, чтобы свести интенцию к минимуму. Мне кажется, что достаточным является осознавание терапевтом своей интенции в отношении к клиенту и по возможности озвучивание ее в процессе терапии. Оптимальными вариантами интенции мне кажутся уважение, интерес, желание присутствовать рядом с клиентом и отсутствие враждебности к нему.

Так же в теории гештальт-терапии, характеризуя интенцию терапевта говорят о присутствии, приверженности и включенности.


--------------------
Алексей Смирнов, психиатр, гештальт-терапевт и просто добрый Фей
Go to the top of the page
 
+Quote Post
Deivy Jons
сообщение Sep 19 2007, 00:26
Сообщение #49


Завсегдатай
******

Гештальт-терапевт
Сообщений: 1 873
Регистрация:
12.3.2007
Пользователь №: 35



ЦИТАТА(fishka @ Sep 14 2007, 05:34) *
Я, действительно, полагала, что вопрос обращен к Ирине, особенно учитывая тот факт, что статья Е.Калитиевской и Д.Хломова "Стратегии работы гештальттерапевта" очень близко к тексту пересказана в руководстве...
Ты, правда, Юра, что-то неясное ответил на Иринин вопрос.

Словом, я рискну сказать о том, что, как мне казалось, знают все, поскольку описано в статьях по ГТ.
Я понимаю, что пока есть в базовой программе обучения темы "работа с внутренней феноменологий клиента" и "работа на границе контакта", сама формулировка которых будет сбивать с толку, особенно если пытаться думать, что это имеет отношение к философскому направлению начала 20 века.
Так вот еще раз про статью.
В ней сделана попытка разграничить стратегии работы терапевта в соответствии с тем, какую позицию он занимает, обращаются ли слова клиента к нему или имеют отношение к т.н. внутренним образам.
Все это довольно спорно, но есть смысл просто пока последовать за авторами.
Так вот. Большинство широко известных описаний работ самого Перлза с проекциями личности - те самые, когда на одном стуле сидит уверенный Сэм, а на другом - забитый и т.п. - где роль терапевта в фасилитации процесса контакта между этими частями, "феноменами" внутреннего мира, называют авторы "работой с внутренней феноменологией".
А вот если проекции клиента направлены на самого терапевта, и тому приходится "отбиваться" за всех родственников этого клиента, и за себя любимого - это как раз "на границе контакта".
Как такие внутренние технические очень упрощенные термины они вполне годятся, если есть задача передать "ремесло". Но ведь и сами авторы статьи несколько раз нечто подобное упоминают.
Однако, как часто это бывает в обучении - сначала порою научают делать нечто, а потом надо ломать навык, чтобы из ремесленной поделки вышло произведение искусства.

Словом, для меня неясно до сих пор как же преподавать данную тему о стратегиях, хотя я так и представляю одну картинку...Мастерская художника, где учеников долго учат выполнять некие однообразные действия, подхваливают за удачные. А потом когда те уже набили руку, вдруг в один прекрасный день говорят, что вообщем то это все хрень, а по-настоящему... ))))
Лишний раз убеждаешься, что к социальной адаптации очень мало имеет отношения данное направление терапии )))


Я эту тему не преподаю. Все феномены - на границе контакта, они не могут быть внутренними или внешними.


--------------------
Я не спорю, я просто размышляю.
Go to the top of the page
 
+Quote Post
troglodit
сообщение Sep 19 2007, 07:21
Сообщение #50


Завсегдатай
******

Член клуба
Сообщений: 2 387
Регистрация:
15.3.2007
Из: г. Владимир
Пользователь №: 45



ЦИТАТА(Deivy Jons @ Sep 19 2007, 01:26) *
Я эту тему не преподаю. Все феномены - на границе контакта, они не могут быть внутренними или внешними.
Денис, что для тебя "внешнее" и "внутреннее"?
«Множественность самостоятельных и неслиянных голосов и сознаний, подлинная полифония полноценных голосов…». «Главные герои Достоевского… не только объекты авторского слова, но и субъекты собственного непосредственного значащего слова». Бахтин.
Как думаешь, внутренний диалог происходит на гнанице между кем и кем? Принадлежат ли эти "относительно самостоятельные единицы" одному организму? Внутри или снаружи проявляются феномены такого контакта относительно организма (не только физического тела, а реальной и идеальной сущности человека)?
Go to the top of the page
 
+Quote Post
Гость_fishka_*
сообщение Sep 19 2007, 08:42
Сообщение #51





Незарегистрированный






Юра, так ведь и "внутренний диалог", как бахтинские рассуждения о "полифонии полноценных голосов" - все это лишь фигуры речи, метафора...
Если перестать чувствовать в этом метафору, то как раз следует обратиться за соответствующей помощью в Булюбашке или Исидору (Это их профиль - "голоса в голове", "управляющие антенны" и прочее)
Go to the top of the page
 
+Quote Post
troglodit
сообщение Sep 19 2007, 08:59
Сообщение #52


Завсегдатай
******

Член клуба
Сообщений: 2 387
Регистрация:
15.3.2007
Из: г. Владимир
Пользователь №: 45



ЦИТАТА(fishka @ Sep 19 2007, 09:42) *
Юра, так ведь и "внутренний диалог", как бахтинские рассуждения о "полифонии полноценных голосов" - все это лишь фигуры речи, метафора...
Если перестать чувствовать в этом метафору, то как раз следует обратиться за соответствующей помощью в Булюбашке или Исидору (Это их профиль - "голоса в голове", "управляющие антенны" и прочее)
Ир, вожможно у нас разное представление о метафорах... Метафора представляет собой перенесение свойств одного предмета на другой по принципу их сходства в чем либо. Внутренний диалог - фигура речи, т.е. система феноменов, объединенных в систему и получивших название... Но никак не метафора.

"Внутренний диалог исследуется как механизм функционирования самосознания, в отечественной психологии это работы И.С. Кона, В.В. Столина, А.В. Визигиной и др. Эмпирическое исследование, проведенное А.В. Визигиной, посвящено изучению внутреннего диалога как механизма самосознания и затрагивает один из возможных его аспектов - диалог двух подструктур личности: "Я" - не "Я". Под внутренним диалогом этим автором понимается развернутая внутренняя речевая активность субъекта, направленная на значимые для него объекты действительности и собственного "Я". Специфика этой активности определяется взаимодействием по крайней мере двух несовпадающих точек зрения, развиваемых одним и тем же субъектом."(с)
Go to the top of the page
 
+Quote Post
Гость_fishka_*
сообщение Sep 19 2007, 09:33
Сообщение #53





Незарегистрированный






ЦИТАТА(troglodit @ Sep 19 2007, 09:59) *
Ир, вожможно у нас разное представление о метафорах... Метафора представляет собой перенесение свойств одного предмета на другой по принципу их сходства в чем либо. Внутренний диалог - фигура речи, т.е. система феноменов, объединенных в систему и получивших название... Но никак не метафора.

"Внутренний диалог исследуется как механизм функционирования самосознания, в отечественной психологии это работы И.С. Кона, В.В. Столина, А.В. Визигиной и др. Эмпирическое исследование, проведенное А.В. Визигиной, посвящено изучению внутреннего диалога как механизма самосознания и затрагивает один из возможных его аспектов - диалог двух подструктур личности: "Я" - не "Я". Под внутренним диалогом этим автором понимается развернутая внутренняя речевая активность субъекта, направленная на значимые для него объекты действительности и собственного "Я". Специфика этой активности определяется взаимодействием по крайней мере двух несовпадающих точек зрения, развиваемых одним и тем же субъектом."(с)


Совершенно верно - "перенесение свойств". Есть диалог - реальный разговор двух людей...А теперь можно по принципу сходства обозначить размышления как внутренний диалог...
О развернутой "внутренней" речевой активности приведенный тобой автор каким образом узнала?

Я когда-то в молодости работала в институтской библиотеке, и в мои обязанности входило прочитывать очень много научных журналов и писать аннотации, в том числе и "Вопросы философии" я штудировала. Примерно с конца 80-х тема феноменологии стала "модной" у нас...Короче, теперь без слова "феномен" в речи прослывешь лохом, как видимо.

Давай все же вернемся к теме.

Ты оставил в стороне тезис Дениса о том, что "все феномены - на границе контакта" и "не могут быть внутренними или внешними", углубившись в разговор о внутренней речи.
Go to the top of the page
 
+Quote Post
troglodit
сообщение Sep 19 2007, 10:04
Сообщение #54


Завсегдатай
******

Член клуба
Сообщений: 2 387
Регистрация:
15.3.2007
Из: г. Владимир
Пользователь №: 45



ЦИТАТА(fishka @ Sep 19 2007, 10:33) *
Совершенно верно - "перенесение свойств". Есть диалог - реальный разговор двух людей...А теперь можно по принципу сходства обозначить размышления как внутренний диалог...

О развернутой "внутренней" речевой активности приведенный тобой автор каким образом узнала?
Осознавая процессы происходящие в собственном сознании. Опытным путем. Опыт осознавания того, как она выдвигает гипотезы, находит аргументы, контраргументы, спорит с собой. Для меня внутренний диалог тоже не метафора.

ЦИТАТА(fishka @ Sep 19 2007, 10:33) *
Примерно с конца 80-х тема феноменологии стала "модной" у нас...Короче, теперь без слова "феномен" в речи прослывешь лохом, как видимо.
Ир, если ты предложишь другой, более короткий термин, обозначающий "чувственно постигаемое явление" или "явление постигаемое опытным путем", то я готов им пользоваться в разговоре с тобой.

ЦИТАТА(fishka @ Sep 19 2007, 10:33) *
Давай все же вернемся к теме.

Ты оставил в стороне тезис Дениса о том, что "все феномены - на границе контакта" и "не могут быть внутренними или внешними", углубившись в разговор о внутренней речи.
От темы я не отходил и не оставлял в стороне тезис Дениса "Все феномены - на границе контакта, они не могут быть внутренними или внешними". Про внутреннюю речь я не говорил ни слова, а говорил про внутренний диалог. На мой взгляд внутренний диалог происходит только в контакте себя отстаивающего одну идею с собою же, принимающим другую идею. Во время этого процесса есть чувства и переживания... На границе этого внутреннего контакта возникают внутренние феномены (явление постигаемое в опыте этого диалога), которые и может изучать терапевт в своей работе - работе с внутренней феноменологией.
Go to the top of the page
 
+Quote Post
Гость_fishka_*
сообщение Sep 19 2007, 10:33
Сообщение #55





Незарегистрированный






ЦИТАТА(troglodit @ Sep 19 2007, 11:04) *
Ир, если ты предложишь другой, более короткий термин, обозначающий "чувственно постигаемое явление" или "явление постигаемое опытным путем", то я готов им пользоваться в разговоре с тобой.


Ты только зачем-то из определения "феномена" выбросил слово "внешнее", хотя явленное (явление) в любом случае внешнее.

Феномен - внешняя, чувственно данная сторона явления в отличие от скрытой, непознаваемой его сущности (ноумена, который, правда, полагают как нечто, умопостигаемое, объект чистой мысли)

Феномен - философский термин, обозначающий ту изменчивую часть бытия, которая воспринимается в ощущениях, в противоположность тому, что может мыслиться о предмете по отвлечении всех признаков, воспринятых через ощущения, то есть ноумену, вещи в себе.

Именно потому и бессмысленно выражение "внутренняя феноменология", что любые внутренние диалоги, фантазии, идеи становятся феноменами, только будучи явленными на границе контакта. (И "изучать" их можно только явленными).

В том то и дело, что никакой системы не возникает из феноменов (явлено и исчезло).
Go to the top of the page
 
+Quote Post
troglodit
сообщение Sep 19 2007, 11:03
Сообщение #56


Завсегдатай
******

Член клуба
Сообщений: 2 387
Регистрация:
15.3.2007
Из: г. Владимир
Пользователь №: 45



ЦИТАТА(fishka @ Sep 19 2007, 11:33) *
Ты только зачем-то из определения "феномена" выбросил слово "внешнее", хотя явленное (явление) в любом случае внешнее.


http://ru.wikipedia.org/wiki/Феномен

Ир, даже если в каких-то определениях есть слово "внешний", то я опять задам вопрос: внешний по отношению к кому или чему? ... И выяснив, что есть диалог, есть границы, есть "Я" ,отстаивающий одну идею и "Я", принимающий другую идею, соглашусь со словом "внешний".

ЦИТАТА(fishka @ Sep 19 2007, 11:33) *
Феномен - внешняя, чувственно данная сторона явления в отличие от скрытой, непознаваемой его сущности (ноумена, который, правда, полагают как нечто, умопостигаемое, объект чистой мысли)

Феномен - философский термин, обозначающий ту изменчивую часть бытия, которая воспринимается в ощущениях, в противоположность тому, что может мыслиться о предмете по отвлечении всех признаков, воспринятых через ощущения, то есть ноумену, вещи в себе.
Ир, я писал о том, что во время и в результате внутреннего диалога возникают чувства и переживания или у тебя не возникают? Откуда взялось выражение "накручивать себя"?

ЦИТАТА(fishka @ Sep 19 2007, 11:33) *
Именно потому и бессмысленно выражение "внутренняя феноменология", что любые внутренние диалоги, фантазии, идеи становятся феноменами, только будучи явленными на границе контакта. (И "изучать" их можно только явленными).
Ира, внутренний диалог проходит в контакте с самим собой... не буду повторяться.

ЦИТАТА(fishka @ Sep 19 2007, 11:33) *
В том то и дело, что никакой системы не возникает из феноменов (явлено и исчезло).
Ир, может ли один феномен быть причиной возникновения других феноменов? Ты уверена в том, что между феноменами нет взаимосвязи?
Go to the top of the page
 
+Quote Post
Игорь
сообщение Sep 19 2007, 11:26
Сообщение #57


Завсегдатай
******

Член клуба
Сообщений: 509
Регистрация:
12.3.2007
Пользователь №: 37



ЦИТАТА(troglodit @ Sep 19 2007, 12:03) *
Ир, я писал о том, что во время и в результате внутреннего диалога возникают чувства и переживания или у тебя не возникают? Откуда взялось выражение "накручивать себя"?

Какой интересный вопрос. Я что правда вызывает внутренний диалог? Потребность в нем? Я, например, считаю, что как раз какое-то определенное эмоциональное состояние. А чем определяется направление диалога? То же наверно эмоциональными изменениями... Или вообще здесь нельзя разделять? Искать причину и следствие?
Вау, это точно интересно.
Go to the top of the page
 
+Quote Post
troglodit
сообщение Sep 19 2007, 11:37
Сообщение #58


Завсегдатай
******

Член клуба
Сообщений: 2 387
Регистрация:
15.3.2007
Из: г. Владимир
Пользователь №: 45



ЦИТАТА(Игорь @ Sep 19 2007, 12:26) *
Какой интересный вопрос. Я что правда вызывает внутренний диалог? Потребность в нем? Я, например, считаю, что как раз какое-то определенное эмоциональное состояние. А чем определяется направление диалога? То же наверно эмоциональными изменениями... Или вообще здесь нельзя разделять? Искать причину и следствие?
Вау, это точно интересно.
Игорь, привет. Ты точно отметил, что нет смысла искать причину и следствие. Чувства выражают потребности в диалоге, в том числе во внутреннем - факт. Так же факт, что во внутреннем диалоге могут возникать какие-то новые смыслы, которые выявляют новые потребности и вызывают новые чувства.
Бывает, что во внутреннем диалоге так и не вырабатывается общий смысл... тогда расщепление, отвержение... и еще чего-то там... Но чувства есть всегда, всегда есть внутренняя граница и феномены на этой границе.
Go to the top of the page
 
+Quote Post
Bulubashka
сообщение Sep 19 2007, 11:38
Сообщение #59


Завсегдатай
******

Модератор
Сообщений: 10 973
Регистрация:
12.3.2007
Из: Россия
Пользователь №: 31



ЦИТАТА(Игорь @ Sep 19 2007, 09:26) *
Какой интересный вопрос. Я что правда вызывает внутренний диалог? Потребность в нем? Я, например, считаю, что как раз какое-то определенное эмоциональное состояние. А чем определяется направление диалога? То же наверно эмоциональными изменениями... Или вообще здесь нельзя разделять? Искать причину и следствие?
Вау, это точно интересно.


А есть ведь еще и мысленная речь... Вот сейчас я пойду к холодильнику и возьму виноградику....
Зачем мы это говорим? Кому? Нам ведь никто не отвечает?

Мы можем называть такой диалог внутренним диалогом условно, обозначая неcлышность для других.
Это всегда диалог с не-Я.
Наша речь развивается в диалоге с другим человеком, в контакте со значимым другим. Интернализация диалога (ну, мы это условно так называем - неслышное другим говорение) становится возможной только при условии существования такого диалога с другим человеком, а в дальнейшем любая внутренняя речь принимает и сохраняет форму диалога. Этот значимый другой, родитель, настроенный в резонанс с состоянием и потребностями ребенка, придает голос его актуальным переживаниям и, тем самым, моделирует субъективность в общем или интерсубъективном поле. Именно в диалоге с родителем ребенок приобретает способность к выражению опыта субъективности, без этого значимого другого возможность выразить себя с помощью языка остается нереализованной.


--------------------
Не бойся того, что жизнь закончится, гораздо хуже, если она так и не начнется!

Булюбашка
Go to the top of the page
 
+Quote Post
Игорь
сообщение Sep 19 2007, 11:52
Сообщение #60


Завсегдатай
******

Член клуба
Сообщений: 509
Регистрация:
12.3.2007
Пользователь №: 37



Да, я спутал диалог с монологом. Точнее смешал в кучу.

Похоже я понял, о чем ты говоришь, Ирин. "возможность выразить себя с помощью языка остается нереализованной." Это главный момент? Да, мрачновато...
Go to the top of the page
 
+Quote Post

9 Страниц V  < 1 2 3 4 5 > » 
Fast ReplyReply to this topicStart new topic
1 чел. читают эту тему (гостей: 1, скрытых пользователей: 0)
Пользователей: 0

 



- Текстовая версия Сейчас: 22nd November 2017 - 05:00
Rambler's Top100