IPB

Здравствуйте, Гость ( Вход | Регистрация )

8 Страниц V  « < 2 3 4 5 6 > »   
Reply to this topicStart new topic
> Инстинкты
Deivy Jons
сообщение Nov 11 2007, 10:47
Сообщение #61


Завсегдатай
******

Гештальт-терапевт
Сообщений: 1 873
Регистрация:
12.3.2007
Пользователь №: 35



Спасибо Саша за проникновенный и объемистый анализ ситуации. Теперь позволю высказать пару слов как психолог. Есть ряд принципиальных отличий человеческих эмоций и чувств от таковых у животных. Первое касается функции эмоций. Известно что эмоции это отражение отношений складывающихся у организма со средой. Эмоции представляют собой отражение мира в аспекте его ценности. На уровне животных речь идет лишь о чисто биологических отношениях. Даже когда мы говорим о "социальной жизни" животных в нет нет ничего подлинно социального! Тут действительно действует "эгоистичный ген", эмоции животного отражают лишь отношения, связанные с ценностью/угрозой для выживания и репродуктивного успеха не более. Эмоции и тем более чувства человека отражают социальные отношения это переживание мира не только в аспекте его ценности для "эгоистичного гена", это еще и отражение общественной ценности предметов и событий.
Вторая проблема в том, что речь и другие знаковые системы это средство через которые эмоции человека возникают и реализуются. Так же как ракета является средством доставки человека в космос, так же слово, символ, знак является средством возникновения человеческих чувств, таких как вдохновение, святость, воодушевление, энтузиазм, жалость, героизм, жертвенность, страх, зов долга, восхищение, великодушие… Инстинкты-эмоции животных отличаются от чувств человка так же как полет воробья отличается от полета "Протона" на орбиту. Сходство этих ялений поверхностно, мнимо.

Вот тут увидел картину иллюстрирующую отождествление чувств с инстинктами

Вот еще того же художника


--------------------
Я не спорю, я просто размышляю.
Go to the top of the page
 
+Quote Post
Аня
сообщение Nov 11 2007, 23:32
Сообщение #62


Завсегдатай
******

Член клуба
Сообщений: 828
Регистрация:
12.5.2007
Из: Санкт-Петербург
Пользователь №: 91



ЦИТАТА(Deivy Jons @ Nov 11 2007, 10:47) *


404. Документ не найден


--------------------
(Анна Сосновская, Санкт-Петербург)
Go to the top of the page
 
+Quote Post
Deivy Jons
сообщение Nov 12 2007, 08:37
Сообщение #63


Завсегдатай
******

Гештальт-терапевт
Сообщений: 1 873
Регистрация:
12.3.2007
Пользователь №: 35



ЦИТАТА(Аня @ Nov 11 2007, 20:32) *
404. Документ не найден


Изменил ссылку


--------------------
Я не спорю, я просто размышляю.
Go to the top of the page
 
+Quote Post
Nerevarin
сообщение Nov 12 2007, 13:12
Сообщение #64


Завсегдатай
******

Гештальт-терапевт
Сообщений: 1 627
Регистрация:
10.3.2007
Из: Минск
Пользователь №: 12



Я в общем мало сомневаюсь в том, что человек отличается от животных. Я признаю, что жизнедеятельность современного цивилизованного человека определяется не только, и не столько инстинктами. Это вполне очевидные вещи.
Но мне не совсем нравится противопоставление человека животным в этом контексте. Каких животных ты имеешь в виду? Эмоции шимпанзе отличаются от таковых у канарейки принципиальным образом, а если их сравнить с лягушкой… все твои метафоры применимы. Да и люди людям рознь. Европеец отличается от бразильского аборигена, и даже среди жителей города мы с тобой, скажем, имеем несколько иное развитие психических функций по сравнению с людьми, которые едва умеют читать, потому что «не любят» или просто заняты более практичной инстинкто-подобной деятельностью, например, собиранием бутылок.

Я думаю, есть разделы психологии, изучающие сугубо высшие психические функции человека, например речь, словесно-логическое и абстрактное мышление, формирование ценностей и т.д. Такая «психологическая редукция» вполне оправдана и серьезна.

Я не очень себя уверенно чувствую в теоретической психологии, если что, поправь. Как я понимаю, эмоции – это базовые психические функции, которые выражают субъективное отношение организма к происходящей с ним ситуации. Возникли в результате эволюции для лучшей (более быстрой и адекватной) адаптации животного, и являются существенной частью инстинктивной регуляции поведения – как при возникновении влечения, так и при удовлетворении/фрустрации. В таком определении разница между инстинктами-эмоциями человека и животных как-то ускользает от моего понимания.
Чувствами называют более сложные и комплексные психические состояния (переживания), которые включают не только эмоциональный компонент, но и усвоенные социальные стереотипы (интроекты), представления, более стабильное отношение к предмету этих чувств. Можно сказать мнение об этих чувствах и их название. Например, «любовь». Мало кто понимает, что это значит, но в нашей культуре понтовое и модное нынче, относится к хорошим и романтичным и потому все не прочь бы его заиметь ))). Причем человек, например, клиент на сессии, может говорить про это чувство, но здесь-и-сейчас не переживать никакой эмоции к предмету своего чувства, а иметь устойчивое к нему отношение. То есть «мнение».

Я знаком с психологией по большей части через книги по ГТ и психоанализу; особенно содержательны последние. В психоанализе, особенно в разделах, связанных с психотическими состояниями, травмой, диссоциативными расстройствами, регрессом взрослого человека и (особенно) развитию младенца много внимания уделяется эмоциям и чувствам. В психоанализе есть представление о примитивных эмоциях – аффекты, или протоаффекты, которые являются базовыми функциональными элементами психики, и универсальны для человека. Это понимание находится в полном соответствии с концепцией инстинктивной регуляции. Такие первичные эмоции, как экстатическое переживание, ужас, благоговение, религиозное чувство (вера, мистическая идентичность), благодарность, и другие по мнению К.Г. Юнга соответствуют переживаниям первобытного человека. Сейчас известно, что такие протоаффекты сопровождают целую серию страстных церемониалов у разных животных, примером может служить детально изученный этологами «триумфальный крик» птиц. Такие феномены имеют социальную природу, то есть представляют собой символическое выражение страстей от какого-то контакта друг с другом в замещенном виде. Уверен, психологам мало что известно о подобных аффектах.
А дальше интересная тема. По мере развития ребенка недифференцированные протоаффекты, отражающиеся главным образом в психосоматических производных возбуждения, удовлетворения или дискомфорта, психически оформляются. Они реализуются, отражаясь в чувствах других людей, как-то обозначаются, привязываются к каким-то образам, описываются вербально или в других кодах и в конце концов интегрируют в повествовательную идентичность ребенка, превращаясь в чувства. Правильно? Эмоции при этом так и остаются эмоциями – если я что-то делаю, например ищу, и не нахожу, я естественным образом оказываюсь расстроенным, независимо от того, совершил ли я логическую цепочку значений, объясняющую, что я сейчас расстроен или нет. Эмоции имплицитно возникают в значимой ситуации, независимо от сознательной произвольности. Другие дело, что значимая ситуация может быть воспроизведена в реальной ситуации, а может в воображении, например, есть человек прочитает трогательную историю.

Интересно, что если аффект возникнет у взрослого человека, в виде, который по каким-то причинам отсутствуют в его сознании и опыте, не опознаны, и не названы, то они все равно проявят себя, в образах, имеющих архаичную форму, в виде чего-то возможного для нашего сознания. Юнгианские аналитики много гонят по этому поводу, подчеркивают, что такие такие образы являются «трансперсональными», одухотворенные, грандиозные, нуминозные или демонические, и заимствуются, мол, из коллективного бессознательного. Интересная байка, потом поговорим об этом подробнее. Для нас сейчас важно, что протоаффекты у человека есть, но в условной норме посредством идентификации, интерпретации превращаются в чувства, т.е. мнение о нем, проекции. Возбуждение уходит в проекции, а куда еще деваться инстинктивному влечению, в промежуток времени между его возникновением и действием? Помним, что человек имеет более выраженные параноидальные свойства, т.е. сначала боится, потом думает, что уже не боится, а потом делает. Не боится делать только то, к чему привык. Это, кстати, тоже инстинкт, так у всех. Задача эмоций – различать благоприятные ситуации от неблагоприятных раньше, чем это сделает за субъекта естественный отбор. Задача чувств социальная – как и триумфальный крик гусей, роль чувств состоит в сообщении другим о состоянии своего Я.

Самая принципиальное отличие человека от животных и инопланетян состоит в том, что мы сами люди. То есть мы живем буквально «внутри» нашего сознания, фактически выражаем не себя, а свое наблюдающее Эго. Эмоции и инстинкты, как таковые, находятся за пределами нашего сознания, но внутри нашей психики. Мы можем узнать только их осознанные образы. Самый большой артефакт в психологии – это Эго-функция. Если бы мы не были людьми, было бы гораздо проще изучать это дело. Только в раннем детстве, либо во время сильного экстаза или аффекта возможно растворение границ Эго, когда Эго = селф.

Хорошо использовать метафору компьютера (аналогия грубая и может неправильная). «Сознанием» является загруженная оперативная система, предположим Windows XP. Она как бы управляет всем компьютером и представляет собой эмуляцию, т.е. интегральную, интерактивную среду для пользователя, «наблюдающего Эго». Последняя сущность трансцидентальная, к устройствам компьютера не относится, да и вообще ее нет ))). Windows реализует скрипт на языке С++, и может распознавать и исполнять приложения на этом языке. Но для того, чтобы как-то взаимодействовать с окружающей реальностью, в первую очередь с устройствами компьютера и пользователем, нужны специальные программы, драйвера. Драйвера написаны на другом языке, в другой знаковой системе более низкого уровня, это машинный язык (ассемблер), который понятный устройствам. Причем языки отличаются не только символами, но и форматом.
Языки высокого уровня нужны для того, чтобы интерпретировать информацию, получаемую от разных устройств в одном интерфейсе, понятном для пользователя. Мы видим то, что хотим – иконки, картинки, буковки, хотя это лишь абстракции от множества процессов, происходящих в машине. Драйвера есть не только для физических устройств, но и для виртуальных, портов, сетевых протоколов и т.д. Драйвера – это генетические программы, которые нам достаются в готовом виде, инстинкты – это процессы операций по вводу-выводу и адресации информации. Процессы эти могут отображаться, а могут и не отображаться пользователю. Обычно, когда все хорошо, эмуляция реальности = реальности.

И напоследок, про понятие «социальное». Я понимаю это слово достаточно буквально. Социальное – это форма взаимоотношения между особями, связанное с какими-то определенными общими способами и целями коммуникации. «Социальное» относится и к животным, по многочисленным литературным примерам. Рекомендую – «Социальное поведение животных».


--------------------
Каждый человек по-своему прав, а по моему - нет.
Go to the top of the page
 
+Quote Post
Deivy Jons
сообщение Nov 12 2007, 16:20
Сообщение #65


Завсегдатай
******

Гештальт-терапевт
Сообщений: 1 873
Регистрация:
12.3.2007
Пользователь №: 35



Вот что вспомнилось в связи с этим твоим преувеличением сигнальной функции эмоций:
http://www.gestaltist.ru/forum/album_pic.php?pic_id=454

Выражение эмоций у человека имеект ещ и регулятивную функцию, человеческие эмоции отражают не только "состояние своего я" они начинают отражать "Я-ты" состояние, "Мы - состояние" и т.д. Человек может переживать массу эмоций по поводу вещей, которые к нему не имеют никакого непосредственного отношения.


--------------------
Я не спорю, я просто размышляю.
Go to the top of the page
 
+Quote Post
Deivy Jons
сообщение Nov 12 2007, 17:29
Сообщение #66


Завсегдатай
******

Гештальт-терапевт
Сообщений: 1 873
Регистрация:
12.3.2007
Пользователь №: 35



Вот это удвоение мира и удвоение эго происходит за счет того, что кроме натуральных стимулов человек живет еще и в поле значений и смыслов, культурных значений и личностных смыслов. Я читал Тимбергена, и опять таки говорю, что социальность человека имеет совершенно другую природу, нежели социальное поведение животных. А тебе бы предложил почитать Л.С. Выготского.


--------------------
Я не спорю, я просто размышляю.
Go to the top of the page
 
+Quote Post
Nerevarin
сообщение Nov 12 2007, 20:36
Сообщение #67


Завсегдатай
******

Гештальт-терапевт
Сообщений: 1 627
Регистрация:
10.3.2007
Из: Минск
Пользователь №: 12



А я совершенно не спорю, что социальность человека имеет особенные качества. Это не есть предмет спора. С некоторой (гуманитарной) точки зрения можно даже сказать, что «социальность человека имеет совершенно другую природу». Я просто подхожу с другой предиспозиции: что человек имеет природу, в том числе и социальную.

Можно конечно изолировать человека и его изучать – ради бога, но мы тогда теряем огромный объем данных и концептуальных приемов, которые могли бы быть полезны. Поскольку все совершенные (или не очень) качества человека являются следствием, а не причиной эволюции человека, мы никогда не узнаем почему, из чего и зачем все это развивалось.

ЦИТАТА
Выражение эмоций у человека имеект ещ и регулятивную функцию, человеческие эмоции отражают не только "состояние своего я" они начинают отражать "Я-ты" состояние, "Мы - состояние" и т.д. Человек может переживать массу эмоций по поводу вещей, которые к нему не имеют никакого непосредственного отношения.


Не увидел ничего уникального. Существует масса социальных отношений у животных, как парных, так и групповых связанных со специфическими эмоциями, выражающих «мы-состояние». Некоторые из этих форм отношений характерны и человеку, другие не характерны. Человек как один из видов имеет, соответственно, некоторые доминирующие эволюционные стратегии социальных связей. Я тоже уделю этому внимание. Человек действительно уникальный вид; но не следует забывать, мы всего лишь еще один уникальный вид.

Выготского надо будет почитать, спасибо. Наслышан. Однако относительно данной темы я не жду ничего особенного, по одной простой причине – время. Выготский – 20-30 годы. Это давно устаревшие представления того времени, когда открытия зоопсихологии и этологии не были еще сделаны, да и теория эволюция была слаба. Антропогенез вообще понимался превратно, из-за больших пробелов в палеонтологической летописи и деятельности некоторых «особо одаренных» биологов, типа Энгельса. Свежие данные в науке – это последние 10 лет.


--------------------
Каждый человек по-своему прав, а по моему - нет.
Go to the top of the page
 
+Quote Post
Deivy Jons
сообщение Nov 12 2007, 20:56
Сообщение #68


Завсегдатай
******

Гештальт-терапевт
Сообщений: 1 873
Регистрация:
12.3.2007
Пользователь №: 35



Давай еще и закон всемирного тяготения объявим устаревшим....потому, что тогда еще открытия квантовой физики не были сделаны. Я имею ввиду, что эмоции человека во многом отражают культурную ценность объектов и явлений действительности, а не только биологическую, что эмоции человека возникают и проявляются посредством знаков и т.д. Все указанные тобой отличия (опосредованность, осознанность, абстрактность, внеситуативность) делают эмоции человека принципиально отличными от инстинктов у животных.

ЦИТАТА
Поскольку все совершенные (или не очень) качества человека являются следствием, а не причиной эволюции человека,...


Ты уверен? А я вот думаю, что все в живой природе имеет циркулярный характер и однажды появившись, человеческие качества перестают быть только следствием, они становятся сами по себе факторами отбора. Однажды появившись коммуникация по поводу предметов, которых нет в ситуации "здесь и теперь", абстрактные начинает оказывать огромное давление на процесс воспроизводства человеком себе подобных. Специфичекая ассортативность браков человека обусловленна культурными факторами такими как высокоабстрактные системы родства, далее - педагогика как мощный фактор отбора "дебиологизированных" индивидов; далее - убийство собственных членов под действием абстрактных мотивов таких как ритуальная жертва, судебный приговор (это тебе не релизеры как у животных), далее помощь беременным и кормящим, медицина, изоляция планирование миграционных процессов и репрессии по политическим (опять абстрактным) мотивам, евгеника и т.д. и т.п. Список примеров можно продолжать но я думаю, и так хватит за глаза.


--------------------
Я не спорю, я просто размышляю.
Go to the top of the page
 
+Quote Post
Deivy Jons
сообщение Nov 13 2007, 11:32
Сообщение #69


Завсегдатай
******

Гештальт-терапевт
Сообщений: 1 873
Регистрация:
12.3.2007
Пользователь №: 35



Хочу добавить к ряду своих аргументов более современные выводы самих этологов, раз ты их ценишь. Вот гляди:

ПРОЩАЙ ЭГОИСТИЧНЫЙ ГЕН! Дэн Эгин.

ЦИТАТА
"Все прежние аргументы против группового выбора опровергнуты. Он возможен теоретически, и он происходит в действительности, а так называемые фактически содержат логику многоуровневого отбора. Если бы это было известно в 1960-е, то социобиология пошла бы совсем другим путём. Это как раз та точка ветвления, в которую нужно опять вернуться, чтобы вернуть социобиологии устойчивую теоретическую почву.


И тут самое важно! Групповой отбор у человека происходит по культурным критериям и культурным правилам!


--------------------
Я не спорю, я просто размышляю.
Go to the top of the page
 
+Quote Post
Nerevarin
сообщение Nov 13 2007, 12:30
Сообщение #70


Завсегдатай
******

Гештальт-терапевт
Сообщений: 1 627
Регистрация:
10.3.2007
Из: Минск
Пользователь №: 12



ЦИТАТА
Я имею ввиду, что эмоции человека во многом отражают культурную ценность объектов и явлений действительности, а не только биологическую, что эмоции человека возникают и проявляются посредством знаков и т.д. Все указанные тобой отличия (опосредованность, осознанность, абстрактность, внеситуативность) делают эмоции человека принципиально отличными от инстинктов у животных
.

Yes of course. Я действительно понимаю и согласен с тем, что все высшие психические функции человека, такие как мышления, чувства, воображение, память и т.д. во многом отражают ценности материальной и духовной культуры, и опосредованы знаками, символами и культурными мифами. No doubt.
Эмоции человека можно считать принципиально отличными от инстинктов животных, но я все же допускаю, что можно говорить о роли инстинктов человека.

ЦИТАТА
А я вот думаю, что все в живой природе имеет циркулярный характер и однажды появившись, человеческие качества перестают быть только следствием, они становятся сами по себе факторами отбора.


Значит все таки становятся факторами отбора, т.е. материалом для эволюции! Это ты сказал. Конечно, так и есть. Только если мы возьмем отсчет отсюда, то возникнет проблема «курицы и яйца». Если ты считаешь ключевыми для развитии психики человека появление символа и знака (я тоже так считаю), то начать следует с момента появления речи, т.е. уже с родо-племенных общин Homo sapiens. Но этот человек уже к тому времени имел сложную и развитую социальную структуру сообщества, миновал два этапа увеличения головного мозга, до первого из которых ГМ был чуть больше, чем у современного шимпанзе.

ЦИТАТА
Хочу добавить к ряду своих аргументов более современные данные самих этологов, раз ты их ценишь. … Групповой отбор у человека происходит по культурным критериям и культурным правилам!


Данная статейка может быть точно также добавлена к моим аргументам, хотя я вообще не вижу повода спорить. Я выше уже подробно расписал про кин-отбор, половой, междемовый, социально-групповой, их роль в СТЭ, а вовсе не отрицал. Ссылку там давал. У высших животных социальные структуры образуются при участии этих форм отбора. То, что эти ребята кладут конец гипертрофированной и неверно понимаемой концепции «эгоистичного гена» журналистами и популистами – так правильно делают. Если ты посмотришь книжку Докинза, то там есть «Глава 12. Добрые парни финишируют первыми», в которой демонстрирует альтруистические стратегии Роберт Трайверса и У. Гамильтона на примере моделей М.Смита. Нет никого противоречия между социальным развитием и эволюционно-стабильной стратегией. Докинз говорит даже о «коллективно-стабильной стратегии», подчеркивая ее социальное значение.
Обязательно поговорим о «групповых критериях» и «культурным правилам» в групповом отборе. Я постараюсь показать, что таковые действительно имеют место, и не только у человека. Прежде чем спорить, напиши, пожалуйста, небольшой обзор, доказывающий, что групповых правил и социальной структуры не существует, скажем, у дельфинов. Разумеется, с фактами из жизни этих животных. За исключением того ясных как пень фактов, что они не строят техногенной цивилизации и не имеют такой обильной абстрактной символики, как человек.

Меня уже напрягает и расстраивает это противостояние. Я не понимаю, как тебе удается противопоставлять культурные ценности человека инстинктам животным? Это все равно, что я начну утверждать, что у меня в компе версия Windows XP Professional, принципиально отличается от аппаратно-драйверного пакета DirectX 9.0c. Да, принципиально отличается, но это разные вещи, потом, Windows XP Professional вообще не запустится без DirectX 9.0c. Хотя с точки зрения пользователя, оба программных продукта интегрированы так, что не всегда возможно и как правило не нужно отделять работу одного от другого.

Я бы хотел поговорить об эволюции в культурно-исторический период, мне это как раз и интересно; только сначала надо стать на ноги, чтобы не висеть в эволюционном воздухе. Поэтому просьба – все, что касается биологических аспектов психологии людей, относи к доречевому периоду антропогенеза. Это снимет ряд кажущихся противоречий.


--------------------
Каждый человек по-своему прав, а по моему - нет.
Go to the top of the page
 
+Quote Post
Nerevarin
сообщение Nov 13 2007, 15:09
Сообщение #71


Завсегдатай
******

Гештальт-терапевт
Сообщений: 1 627
Регистрация:
10.3.2007
Из: Минск
Пользователь №: 12



Виноват, спохватился, пока не зашли программисты ))) Винда загрузится без Direct X9.0c, потому что в ее состав уже входит более ранняя версия. Однако множество устройств ввода-вывода, мультимедийных приложений, графических редакторов, игр и т.д. работать не будут, или будут работать очень причудливо. Пример неудачный, но тоже наводит на мысли… ))


--------------------
Каждый человек по-своему прав, а по моему - нет.
Go to the top of the page
 
+Quote Post
utro_vecher
сообщение Nov 16 2007, 00:43
Сообщение #72


Новичок
*

Гость
Сообщений: 5
Регистрация:
16.11.2007
Из: Минск
Пользователь №: 245



ЦИТАТА(fishka @ Oct 31 2007, 18:36) *
Прямо не в бровь, а в глаз, Сашк.

И что?
Могу я защитить чуток своих братьев-психологов от нападок биолога, обвиняющего их в уплощении?!
Или если я только практик, то заслуживаю вечного презрения?

Кстати, к слову, ОФФОП biggrin.gif
Хочу вот позвать тебя на супервизорскую конференцию, которая состоится в декабре. Подсказывает мой женский инстинкт, что другой такой возможности привлечь твое внимание к этому вопросу у меня не представится



Я могу smile.gif


--------------------
Шварацкий Сергей, utro_vecher
Go to the top of the page
 
+Quote Post
Гость_fishka_*
сообщение Nov 16 2007, 00:46
Сообщение #73





Незарегистрированный






ЦИТАТА(utro_vecher @ Nov 16 2007, 00:43) *
Я могу smile.gif


Что "могу"? Защитить?
Go to the top of the page
 
+Quote Post
utro_vecher
сообщение Nov 16 2007, 00:58
Сообщение #74


Новичок
*

Гость
Сообщений: 5
Регистрация:
16.11.2007
Из: Минск
Пользователь №: 245



ЦИТАТА(fishka @ Nov 15 2007, 23:46) *
Что "могу"? Защитить?

Ага smile.gif


--------------------
Шварацкий Сергей, utro_vecher
Go to the top of the page
 
+Quote Post
Гость_fishka_*
сообщение Nov 16 2007, 01:32
Сообщение #75





Незарегистрированный






ЦИТАТА(utro_vecher @ Nov 16 2007, 00:58) *
Ага smile.gif


Отлично. У нас для этой дискуссии как раз не хватает участников, чтобы страсти накалились fw.gif
Go to the top of the page
 
+Quote Post
utro_vecher
сообщение Nov 16 2007, 10:21
Сообщение #76


Новичок
*

Гость
Сообщений: 5
Регистрация:
16.11.2007
Из: Минск
Пользователь №: 245



ЦИТАТА(fishka @ Nov 16 2007, 00:32) *
Отлично. У нас для этой дискуссии как раз не хватает участников, чтобы страсти накалились fw.gif


Ну вот как раз таки чего-чего, а страстей тут уже достаточно! smile.gif
Но надо ж поосновательней почитать, че тут понаписали за благодатную тему того, чего руками не потрогать, как ни старайся, и кинуть какого камушка в огороды! smile.gif


--------------------
Шварацкий Сергей, utro_vecher
Go to the top of the page
 
+Quote Post
Nerevarin
сообщение Dec 12 2007, 01:35
Сообщение #77


Завсегдатай
******

Гештальт-терапевт
Сообщений: 1 627
Регистрация:
10.3.2007
Из: Минск
Пользователь №: 12



Достаточно сложно развивать эту тему, поскольку много взаимосвязанного материала, чтобы излагать последовательно. Я сейчас описываю общебиологические вещи, целенаправленно избегая ненужного на мой взгляд противопоставления человека и животных. Позже я уделю внимание конкретно антропогенезу. Итак:

Агрессия

Агрессия – состояние, намерение или действие организма, направленное против объекта окружающей среды или другой особи. В этологии чаще всего говорят об агрессивном поведении, т.е. активных действиях животного, связанное с борьбой, противостоянием или конкуренцией, и приводящее к устранению препятствия, запугивания, подавления, нанесения травм или убийства другой особи.
Отмечу, что в экологии понятие конкуренции более широкое и включает в себя и пассивные, и активные взаимодействия между организмами или ценозами.

Агрессия сопровождается выраженным специфическим аффективным состоянием, которое всегда переживается как амбивалентное, колеблющееся с большой частотой между страхом и яростью. Агрессия относится к группе «больших» инстинктов, включающих в себя массу инструментальных инстинктов и отдельных акций.

Выделяют несколько типов агрессивного поведения:

1. Самозащита. Опять же, может быть пассивная, лишенная агрессии, например наличие шипов, твердого панциря, раковин, выделение ядов или сильно пахнущих веществ и т.д. Активная самозащита подразумевает нападение. Когда животному угрожает значительная опасность, срабатывает инстинкт бегства – это другой большой инстинкт, также имеющий массу вариантов и форм. В случае внезапной угрозы, когда бегство невозможно или преодолена переносимая дистанция, любое животное будет самым отчаянным образом атаковать угрожающий объект, каким бы страшным и крупным он не был. Такая реакция называется критической.
Многие полководцы намерено не замыкали глухое кольцо вокруг проигравшего противника, потому что в этом случае люди отбиваются с отчаянным мужеством, и могут нанести большие потери; вместо этого (если удавалось) оставляли открытый тыл, чтобы обратить в бегство, а затем без потерь вырубали в спину.

2. Охота и хищничество. Это активная форма межвидовой конкуренции, связанная с убийством жертвы и использованием ее в пищу. Как правило, поедают особей другого вида; каннибализм встречается редко и относится к другой группе. С натяжкой можно сюда отнести и некоторые формы питания, близкие к паразитизму, например, кровососущих насекомых.
Характерной особенностью этого поведения является как раз отсутствие агрессии. Вопреки распространенному мнению, охотящийся хищник довольно спокойный, хотя и может проявлять признаки нетерпения или азарта. В действительности, он злится не больше, чем домохозяйка, готовящая свиные отбивные. В это трудно поверить, когда смотришь, например, охоту гиеновых собак, загоняющих антилопу, на ходу распарывая ей брюха и погружая в раны головы, все залитые кровью, при этом радостно лакают и весело виляют хвостами.
Тут не могу не прокомментировать идею дентальной агрессии Перлза. Как я написал, и вопреки мнению Перлза, еда в норме не является основным и исходным объектом агрессии. Однако, концепция мне очень нравится. Во-первых, она соответствует идее ментального метаболизма, что пищу как физическую, так и ментальную надо жевать, чтобы усвоить. Во-вторых, это отличный способ концентрации на питании как на целостной сенсомоторной акции, что само по себе неплохо. В-третьих, «агрессивное жевание» способствует восстановлению «входного цензора» и потеря орального слияния, столь хорошо изученного в психоанализе. И, наконец, зубы, оскалы, улыбка, наблюдение поедания, кормление и совместные трапезы, жевательные, как и все мимические мышцы лица играют важнейшую роль в межличностной агрессии и выражении чувств – это другая группа агрессии.

3. Травля, мобинг – изначально форма межвидовой борьбы, противостояния и обороны слабовооруженных животных хищникам. Мобинг очень разношерстная группа поведенческих акций. Если по простому, то это травля в прямом смысле – создание всевозможных проблем нежеланному визитеру. Сороки подымают громкий шум и гвалт, и еще и преследуют хищника, не давая ему охотиться вообще. Галки буквально избивают неприятеля, гуси запугивают неистовым гоготанием, чайки бомбардируют пометом, коровы и прочие копытные выстраиваются фалангой и встречают хищника рядом рогов, а
«Крупные канадские казарки атакуют лису даже на земле пешим сомкнутым строем; и я никогда не видел, чтобы лиса попыталась при этом схватить одного из своих мучителей. С прижатыми ушами, с явным отвращением на морде, она оглядывается через плечо на трубящую стаю и медленно, "сохраняя лицо", трусит прочь. (К.Лоренц)»

Тот, кто держал аквариумных рыб, например, суматранских барбусов (да и очень многих цихлид и окунеобразных вообще), замечал, что они неустанно гоняют всех остальных мелких рыбок и трепят их без всякого гастрономического интереса.

Эта форма агрессивного поведения для нас важна в том отношении, что некоторые компоненты травли впоследствии «вросли» с самые разные акции, ритуалы, церемонии и социальные процедуры, приобретая иные функции, например выражение любви, сексуальные действия, разрешения конфликтов, организации иерархии и т.д.
Отличный пример – церемонии брачного ритуала водоплавающих птиц, так называемое натравливание. При этом самка специально стимулирует гнев самца против любого пришельца, с целью, скажем так, улучшения «семейной ситуации». Ритуал у разных видов сильно колеблется от исходного варианта нападения на пару хищника, угрожающего птицам или потомству, до откровенно сексуальных домогательств при полном отсутствии внешней угрозы и вообще каких-то объектов.

4. Собственно агрессия.
В истинном понимании этологов агрессия относится к внутривидовому взаимодействию особей, и имеет прямое отношение к социальным отношениям и структуре сообщества. Хотя эта форма агрессии сопровождается наибольшим аффектом ярости, она никогда не направлена на уничтожение объекта агрессии. Печальное и выраженное исключение – человек. Есть и другие исключения, чрезвычайно редко становящиеся эволюционно-стабильными стратегиями. Например, борьба на уничтожение молодых особей (каизм) – личинок у паразитических перепончатокрылых, птенцов у хищных птиц и др. с целью уничтожения слабых или младших, при этом иногда поедание собратьев (каннибализм); эпизодическое убийство части или всего потомства (инфатицид) у грызунов, львов; уничтожение чужаков у некоторых стайных сообществ, например крыс. Но это редкие и обычно факультативные исключения – только для человека характерна убийственная агрессия.

Итак, самая интенсивная и истинная форма агрессии относится к особям одного вида, более того, близким родственникам и соседям. Это враги номер 1. Дарвин, говоря о борьбе за существование, имел в первую очередь именно эту форму конкуренции и борьбы.
Главный тезис, биологическое значение которого я хочу подчеркнуть: агрессия является прогрессивным приобретением животных, имеющих более развитую психику, и выполняет важнейшие, видосохраняющие и социообразуюшие функции. Агрессия – благо, во всяком случае в первоначальном предназначении.

Значение агрессии.

1. Агрессия способствует равномерному распределению особей в пространстве, в силу того простого факта, что особи одного вида всегда эмоционально отталкиваются друг от друга. Факт, конечно, далеко не простой, т.к. обеспечивается сложнейшими инстинктивными механизмами.
Коралловые рифы населены с такой же высокой плотностью, как и московское метро в час-пик; при этом, всем известно, что большинство оседлых обитателей рифов имеют очень яркую, красивую предупреждающую окраску. Если на территорию рыбки (или пары) заплывет сородич, то хозяин немедленно атакует его со всей возможной жестокостью, при этом на других рыб, в изобилии плавающих вокруг, хозяин не обращает никакого внимания. Они занимают другую экологическую нишу, они не конкурируют за убежище и еду и не испытывают никакой агрессии друг к другу за пределами критической дистанции. Экологические интересы всех оседлых видов выигрывают, если каждый из них производит пространственное распределение особей самостоятельно, без оглядки на другие виды.

Способы обозначения территории различны: коралловые рыбки своей яркой окраской, очень многие птицы обозначают границы акустически – пением или криками (петух), а большинство млекопитающих метят личную или групповую территорию пахучими выделениями, мускусом, мочей и калом. Конечно, трудно сказать, что дефекация – это акция первично агрессивная (хотя психоаналитики бы горячо согласились), однако можете не сомневаться, что чужак, проигнорировавший метку незамедлительно будет атакован хозяином(вами) участка со всей яростью. Так что территориальный границы буквально состоят из агрессии и ее продуктов, меток, знаков, авторских прав и прочих кодов.
Не следует думать, что у территориальных видов границы всегда буквально физически выражены. Чаще это всего лишь функция от агрессивности по пространственной координате. Агрессия максимальна в центре участка, и нападающий тут проиграет вне зависимости от его силы и настроения. Когда же побежденный обращается в бегство, инерция реакций обоих животных приводит к явлению, происходящему во всех саморегулирующихся системах с торможением, а именно – к колебаниям. У преследуемого – по мере приближения к его штаб-квартире – вновь появляется мужество, а преследователь, проникнув на вражескую территорию, мужество теряет. В результате беглец вдруг разворачивается и – столь же внезапно, сколь энергично – нападает на недавнего победителя, которого теперь бьет и прогоняет. Все это повторяется еще несколько раз, и в конце концов бойцы останавливаются у вполне определенной точки равновесия, где они лишь угрожают друг другу, но не нападают. Границы – колебательный и динамический процесс.

Забавно, но некоторые животные делят влияние не в пространстве, а во времени на одном и том же месте. У бродячих котов есть свое расписание на пользование городских помоек. Формируется такая «справедливая очередь» тем же самым агрессивно-колебательным образом.

Как видите, распределение пространства и времени между особями достигается благодаря агрессии практически идеальным образом.

2. Отбор наилучших брачных пар – половой отбор. Как правило больше действует на особей одного из полов, который оказывается, соответственно, более агрессивным. Чаще всего имеет значение сила и агрессивность самца, когда имеет место его участие в заботе о потомстве, особенно его защите.
Агрессия выражается в виде конкуренции, всевозможных демонстрациях, как морфологических признаков так и поведенческих акциях, и прямых поединках. У некоторых животных нет существенной роли территориальных владений, например у лошадей, бизонов, антилоп, оленей и прочих копытных, а агрессии немерено. Самцы этих животных яростно и ожесточенно сражаются друг с другом. Значение полового отбора состоит как в репродуктивном успехе особи, так и появлении в результате полового отбора хорошо вооруженных, сильных и агрессивных особей, которые могут защитить стадо от внешней опасности. Многие излишние, гротескные и даже вредные в остальном признаки разились таким образом: рога у оленей и антилоп, клыки у павианов, гигантские хвосты самцов павлина, фазана, райских птиц.
Важно отметить, что даже самые ожесточенные бои, хотя крайне трудны в психологическом плане, никогда не становятся настоящей бойней. Скорее это рыцарские турниры. У меня мало сомнения, что настоящие рыцарские турниры и были именно такой, естественной, инстинктивной, ритуальной формой агрессии, направленное на понтование перед светским обществом, прежде всего дамами, значение которого состоит в подготовке профессиональной армии на случай войны.
Хотя как на турнирах, самцы оленей, сцепившись рогами, ведут тяжелую борьбу, как психологическую, так и физическую, но не умирают в результате, разве что валятся от усталости. Не менее зрелищна схватка самцов павианов. Казалось бы, они своими клыками с мизинец размером распотрошат друг друга. Но как я увидел однажды в замедленной съемке, они лишь немного натыкаются плечами и грудью, почти не прикасаясь друг к другу, и никогда – обнаженными клыками, хотя в стремительном «танце» этого совершенно не видно.

3. Забота и защищенность потомства. Ну, тут вроде все ясно: пока детеныши или птенцы слабы, их следует защищать наиболее тщательно. У тех видов, у которых один пол заботится о потомстве, проявляет агрессивное поведение. У кур, уток, гусей, индюков эта задача самки, и они весьма вредные – попробуйте побеспокоить индюшку с выводком, будете уматывать только так. )) Особенно важная роль этой агрессии у тех видов, которые живут большими колониями, например чаек. Стоит только отвернуться, и твое потомство затрущат. Так что чайка гасит клювом во все стороны, куда только может дотянуться клювом.

4. Формирование социальной структуры, структуры власти, иерархии.
Иерархия образуется, первично-изначально у тех животных, ЦНС которых позволяет запоминать сородича и сожителя «в лицо». У многих насекомых и пауков нет иерархии, ибо туповаты будут. Но когда выяснили, кто кого победит, можно запомнить порядок и прекратить беспорядочную борьбу всех со всем. Позже иерархия из спонтанно-навоеванной становится спонтанно-инстинктивной, и качества особей, прежде всего возраст, сила, размер и агрессивность, а также специальные морфологические и поведенческие маркеры используются для ориентации в этой иерархии. Значение иерархии огромно: во-первых, уровень враждебности в сообществе снижается (как ни странно за счет агрессии); во-вторых сообщество становится управляемым, а ответственность каждого участника естественным образом оказывается равной его власти (и наоборот). Таким образом формируются власть и авторитеты. Иерархия и власть – это вообще большая тема.

5. Появление устойчивых союзов, сотрудничества, личных связей, любви и привязанности. Как ни странно, как раз у особенно агрессивных животных, которые имеют социальный образ жизни, появляются то, что мы называем личными избирательными отношениями. Это объяснить довольно сложно, так требует много доказательств и знаний о биологии видов.
Прежде всего, при объединении животных в группы, сохраняется необходимость поддерживать агрессивное противостояние другим группам того же вида, как и другим опасностям, но не менее необходимо снижение агрессии внутри группы для ее функционирования и целостности. Напряжение, тонус, который возникает в сообществе в связи с агрессией и исходящей из нее иерархией, придает сообществу значительную прочность. По этим (и другим) причинам, при усилении социальной структуры, агрессия не уменьшается, а только увеличивается в эволюции. Вместо снижения агрессии как таковой, возникают инстинктивные программы, которые позволяют переадресацию агрессии, а также модифицируют агрессивные проявления в ритуалы покорности, умиротворения, примирения и инфантильного поведения, как что позволяет избежать нежелательных последствий наивысшей агрессии, более того, сохранить спонтанную ярость для других адаптивных целей.
Механизм изменения инстинктов я уже описывал – он сводится к постепенной ритуализации поведенческой акции, за счет утраты целевого объекта и появления новой функции этой акции, а также чередование-колебание разных акций. Первоначальная, и вообще главная функция таких ритуалов – прекращение борьбы и уменьшение напряжения, вызванного соседством с себе подобными и яростью к ним. Сравнительный филогенез таких новообразований известен, но он слишком сложен, чтобы приводить его здесь. В общем виде, встреча двух особей сопровождалась демонстрацией угроз и длительным, мучительным противостоянием; позже жесты угрозы несколько сместились на кого-то третьего; затем этот третий, враг, сосед и т.д. уже не требовался, угрозы просто выражались мимо; пугающие угрозы тот час же сменялись жестами умиротворения, и снова угрозы. Убеждение в том, что партнер не намерен атаковать тебя (намерен атаковать не тебя) приводит к бурной радости и ощущению единения, столь хорошо нам известному, как только разрядится ситуация конфликта и неопределенности.
Агрессия и примирение лежат в основе возникновения самых продвинутых форм социальности. Улыбка и смех, рукопожатие, всяческие похлопывания, объятия и т.д. (в разных культурах людей существуют всевозможные способы приветствия) являются ни чем иным, как ритуализированными выражениями агрессии и угрозы.
Значительная часть таких реакций, также как и потребность в социальных контактах и привязанности у таких социальных животных врожденно-инстинктивная, но выходит за рамки врожденного поведения, как и вообще любые межличностные связи. С точки зрения функциональности ритуала совершенно безразлично, какая часть его формы заложена в генах, а какая закреплена культурной традицией учтивости.
Несомненно, что личные узы и любовь во многих случаях возникли из внутривидовой агрессии, в известных случаях это происходило путем ритуализации переориентированного нападения или угрозы. Поскольку возникшие таким образом ритуалы связаны лично с партнером, и поскольку в дальнейшем, превратившись в самостоятельные инстинктивные действия, они становятся потребностью, – они превращают в насущную потребность и постоянное присутствие партнера. Не удивительно, что самые стабильные и надежные индивидуальные связи, как и качественно иной уровень социальности возникает у наиболее агрессивных животных – среди рыб у цихлид, среди птиц – водоплавающих и врановых, среди млекопитающих – у ластоногих, хищных, приматов. Примечательно, что наиболее сильная связь и дружба, которая когда либо существовала в природе между разными видами, возникла между двумя самыми яростными агрессорами палеолита – человеком и волком (собакой).

Последний раздел тезисно, не очень понятно пока, надо будет написать типологию сообществ и принципы социальной структуры.

Резюме: Агрессия в любой форме есть био-психическая сила, направленная против окружающего мира. Агрессия это инстинкт, спонтанный и эндогенной природы. Переживание агрессии амбивалентное, как результат противодействующих аффектов страха и ярости. Процесс агрессии включает в себя демонстрацию угрозы; схватку; умиротворение или примирение у наиболее социальных животных. Агрессивность – мера, характеризующая частоту и длительность акции агрессии, на которую способен индивид; агрессия присуща всем. Внутривидовая агрессия – основная и истинная форма агрессивного поведения. В филогенезе (и онтогенезе) агрессия склоняется от силового разрешения к ритуальным и церемониальным (культурным) формам. Как любовь, так и ненависть являются наиболее высшими формами инстинкта агрессии, подразумевающими устойчивую связь между индивидами.


--------------------
Каждый человек по-своему прав, а по моему - нет.
Go to the top of the page
 
+Quote Post
Bulubashka
сообщение Dec 12 2007, 07:29
Сообщение #78


Завсегдатай
******

Модератор
Сообщений: 10 973
Регистрация:
12.3.2007
Из: Россия
Пользователь №: 31



Очень интересно, Саша! Почему бы (при небольшой редакции милых авторских ремарок, которые могут остаться в ветке) не выложить тему в глоссарии.

Задумалась над тем. как у нас в стране скученно люди жили и живут. Отсутствие личного пространства рождает внутривидовую агрессию и конфликты.

И про иерархию и власть хорошо бы продолжить. Идея, что иерархия уменьшает агрессивность внутри вида (или делает ее более предсказуемой) мне нравится.


--------------------
Не бойся того, что жизнь закончится, гораздо хуже, если она так и не начнется!

Булюбашка
Go to the top of the page
 
+Quote Post
Nerevarin
сообщение Dec 13 2007, 11:54
Сообщение #79


Завсегдатай
******

Гештальт-терапевт
Сообщений: 1 627
Регистрация:
10.3.2007
Из: Минск
Пользователь №: 12



Я рад, что тебе интересно. smile.gif Я сокращу и подредактирую, и выложу в глоссарий.


--------------------
Каждый человек по-своему прав, а по моему - нет.
Go to the top of the page
 
+Quote Post
Nerevarin
сообщение Dec 15 2007, 16:18
Сообщение #80


Завсегдатай
******

Гештальт-терапевт
Сообщений: 1 627
Регистрация:
10.3.2007
Из: Минск
Пользователь №: 12



Иерархия и власть

Для основного большинства высших животных, ведущих общественный образ жизни имеет место определенная система связей между особями в группе, получившая название иерархия, в основе которых лежат отношения доминирования-подчинения в самых разных формах.

Шьельдерупп-Эббе был первым, кто исследовал явление иерархии на домашних курах и предложил термин «порядок клевания». Позже точно тоже самое было описано для голубей, и термин прижился в специальной литературе, особенно английской. Принцип прост в новой группе все птицы часто дерутся, но вскоре устанавливается порядок, когда одна из птиц, наиболее упорная и агрессивная, клюет любую особь, та в свою очередь – еще одну, и так далее по цепочке. Самая последняя особь не имеет подчиненных, и замещает агрессию, клюя землю, листья и т.д. Это самая простая, линейная иерархия, которая в чистом виде встречается редко. Более сложная, нелинейная иерархия, подразумевает зависимые ранги – например, в присутствии особи А особь В доминирует над С, а в отсутствии А наоборот, доминирует В.
Самый высокостатусный иерарх называется доминантом, или альфа. Это может быть альфа-самец (например, у горилл) (у большинства позвоночных лидируют самцы, потому что крупнее и сильнее, но не всегда), альфа-самка (редко), или альфа-пара (у гиеновых собак, иногда у серых гусей и др.), либо группа особей, называемых в таком случае олигархами (скажем, собакоголовые обезьяны: павианы, гамадрилы, бабуины). Факторы, определяющие положение в иерархии многочисленны и очень зависят от биологии вида, экологических параметров, способа питания, полового диморфизма и др. признаков. В целом, способствует «карьере»: размер (очень часто, особенно у более примитивных), возраст (геронтократия), пол, агрессивность, а именно настойчивость и «твердость духа», наличие некоторых фенотипических маркеров (рога, окраска, пахучие выделения, гребни, седые волосы, борода и т.д.), а иногда и определенных навыков, скажем, в охоте (Акелла))).
Следующий иерархический уровень – субдоминанты, или бета-особи. Чаще всего это взрослые, половозрелые самцы, в общем мало чем уступающие доминанту, поэтому отношения у них натянутые, поскольку они потенциально или периодически конкурируют с доминантном. Но в остальном это довольно уверенные и авторитетные члены группы.
Далее последовательно идут все остальные; последний уровень образуют «низшие», которых часто называют подонками, в буквальном смысле слова – дно. Еще один социальный слой, который заслуживает внимания – это фавориты, часто называемые «шестерки». Будучи из малознатных (подонков), они всячески подлизываются к доминанту, принижаются как могут и изо всех сил демонстрируют свою преданность. Понятное дело, иерарх несколько благоволит к ним. В поведении особей этого ранга, у многих видов – макак, собак, мышей, наблюдается очень гнусный (с моральной т.з.) инстинктивный поведенческий паттерн – как только вождь вступает в борьбу с кем-то из группы, и естественно, выигрывает, то шестерки из кожи вон лезут ему помочь: ударить, пнуть, укусить, бросить грязью или дерьмом. Тут мы видим нелинейность иерархии, возникающую из страха перед доминантом и нереализованной агрессии. Бывает в малых группах и семьях: в системной семейной, если я не ошибаюсь, называется коалиция - скажем, одного из детей с родителем против другого ребенка.

Вариантов иерархии столько же, сколько экологических и социальных типов сообществ, и видов. В одних случаях (слабых и маловооруженных видов) они основаны на беспощадном подавлении слабых и робких сильными и настырными (например, у крыс, голубей, павианов, мартышек). В таких иерархиях особи, оказавшиеся «внизу» иерархии, непрерывно терроризируются, лишаются пищи, не имеют возможности оставить потомство и постепенно гибнут, а высшие с трудом удерживают свое положение в жестокой борьбе. «Смена власти» часто приводит к убийству или изгнанию побежденного.
У других, более продвинутых, агрессивных или вооруженных видов отношения более мягкие, например, у хищных, шимпанзе, дельфинов или слонов. «Высшие» особи не злоупотребляют своей властью, не лишают «низших» основных жизненных благ и даже покровительствуют самым слабым. У волков стая непостоянная, а лишь на период охот; иерархия достаточно строгая, включает ряд ритуальных поединков; учувствуют и самки и самцы, стаю может возглавлять альфа-самка или альфа-пара. У гиеновых собак очень сильно развита и устойчивая социальная структура стаи до 40 особей. Поскольку они профессиональные убийцы, тормоза на агрессию работают безотказно, и у них больше сотрудничества, чем конкуренции. Альфа-самка возглавляет иерархию самок, ее муж – самцов. У серых гусей доминирует альфа-самец, два самца-партнера или пара самец самка; стая сплачивается скорее личными связями, чем насилием.
У человекообразных обезьян (пангид) иерархия мягкая, что связано в первую очередь с средой обитания – влажный тропический лес. У горилл автократия – самец, имеющий много власти и силы, и группа самок и молодых самцов. У шимпанзе власть альфа-самца слабая, скорее символическая, и дружелюбные контакты преобладают над агрессивными (хотя это очень холеричные, истеричные животные, что вообще приматам свойственно). Карликовые шимпанзе отличаются особым добродушием и любвиобилием.

Наиболее сложными по социальному устройству и значению иерархии являются обезьяны открытых пространств, павианы, гамадрилы, бабуины, анубисы. Они имеют сложноорганизованное стадо с целой системой рангов и функциональных подразделений. Такая организация значительно ближе к таковой гоминид (о них будет отдельный разговор), хоть и находятся в более дальнем родстве с человеком, нежели пангиды, но в силу сходства экологических условий обитания.

Надеюсь, я сформировал какое-то, хоть и самое беглое, представление об формах иерархии. Долее я попробую написать некоторые общие психологические признаки, связанные с иерархией, в том числе присущие приматам.

Сразу хочу подчеркнуть, что иерархия не есть золотая дорога к благополучию всех участников группы в гуманистических идеалах оного.
Начну с положения доминанта. В общем, ему приходится тяжеловато. Опыта правда не занимать – за свою карьеру этот тронутый сединой самец побывал во многих передрягах, бесчисленном количестве стычек и поединков, многих лет конкуренции и борьбы за власть – и сейчас приходится тщательно ее удерживать. Мы бы сказали, что его характер имеет выраженные нарциссические и параноидальные черты. Необходимо постоянно быть начеку, «держать лицо» и поддерживать форму. Кроме того, необходимо постоянно следить за всем стадом: чтобы доминанты особо не взбухали, чтобы его самок никто не домогался, чтобы ресурсы – пища, вода, важные предметы, места и все остальное распределялось надлежащим образом – т.е. все лучшее ему, а потом – по его усмотрению. Доминанты являются источниками непрерывной агрессии. Способы, которыми поддерживается власть доминанта почти безграничны. За малейшую провинность член группы должен оказать вождю знак подчинения, хотя бы символичный, или принести что-нибудь ценное. (Оброк и барщина имеют место где-то с мезозоя). А может вождь и дать пинка подчиненному. Наезды со стороны доминанта могут возникать и без причины, помним, что агрессия возникает спонтанно и накапливается. Например, захватить источник пищи или водопой и какое-то время всех отгонять, создавать дефицит. Или, напротив, делать подачки (обычно не самым рейтинговым особям, а шестеркам), причем нередко вождь дарит, тут же отбирает, снова дарит, и так несколько раз, чтобы «закрепить эффект». Распространенной является ситуация, когда альфа-самец удерживает большой гарем, не допуская других самцов до спаривания со своими самками. Львы, а также многие ластоногие (н-р морские львы), лошади, быки, олени удерживают во власти вообще всех самок группы, приматы обычно все же часть из них. У водоплавающих (белые гуси, многие утки) альфа-самец просто насилует любых самок, кого хочет, даже в присутствии мужа бедной барышни (эти птицы моногамны), который мечется в полном отчаянии, пытаясь атаковать босса, но в последний момент разряжает свою ярость на какой-нибудь другой объект.
У многих приматов важным ритуалом подчинения является поза «подставки» - буквально, подставление задницы как бы предлагая совокупление. Этот жест с сексуальностью имеет мало общего. Поставив другого самца в позу подставки, иерарх уподобил его самке, т.е. опускает по рангу. К.Лоренц: «Я видел однажды в Берлинском зоопарке, как два сильных старых самца-гамадрила на какое-то мгновение схватились в серьезной драке. В следующий миг один из них бежал, а победитель гнался за ним, пока наконец не загнал в угол, — у побежденного не осталось другого выхода, кроме жеста смирения. В ответ победитель тотчас отвернулся и гордо, на вытянутых лапах, пошел прочь. Тогда побежденный, вереща, догнал его и начал просто-таки назойливо преследовать своей подставленной задницей, до тех пор пока сильнейший не "принял к сведению" его покорность: с довольно скучающей миной оседлал его и проделал несколько небрежных копулятивных движений. Только после этого побежденный успокоился, очевидно убежденный, что его мятеж был прощен».
Никогда не замечали таких жестов среди конкурирующих подростков?
Доминант, если он один, без одноранговых олигархов, весьма одинок, поскольку доверять он уже никому не может, а от того становится злобным, мстительным и раздраженным.
Кроме того – много власти – много ответственности. Доминанты решают массу проблем всей группы, за которую никто иной не возьмется, касающихся важных решений и внешних опасностей. Простейший пример влияния лидера вы можете наблюдать из окна своего дома. В стае галок, сидящих на земле и ветвях, любая птица может взлететь и всем совершено пофиг. Но как только вспорхнет вожак (обычно он на самой верхней ветке, ничего не делает, не ест, а пристально смотрит – ему надо всех контролировать), вся стая срывается как по команде.
Когда стадо павианов встречается с другим стадом, один или несколько «сенаторов» проходят сквозь авангард рослых самцов субдоминантов, встречаются с лидером второй группировки, демонстрируя жесты угрозы и мощи. Если границы не нарушены, а соседи знакомые, «все по понятиям», то боссы обоих сторон по братски обнимаются, после чего этот приветственный, миротворческий ритуал могут повторить и другие знатные самцы. Если что-то не то, и одно из стад нарушило границы, или ведут себя слишком нагло, то вожди сойдутся в схватке, а остальные только следят за поединком; «народ» побежденного вождя немедленно обратятся в бегство. Вы такого случайно нигде не видели, например по телевизору?
В одном из случаев, старец-олигарх один вышел из круга, осторожно выполнил опасную задачу – установить местонахождение льва, так чтобы тот его не заметил, – затем вернулся к стаду и отвел его дальним кружным путем, в обход льва, к безопасному ночлегу на деревьях. Все следовали за ним в слепом повиновении, никто не усомнился в его авторитете. В некоторых случаях олигархи могут травить леопарда, или даже сойтись в схватке с ним.
Противоположный край пирамиды занимают самые «низшие» социальные слои – подонки. Власти у них нет, прав нет, возможности спариваться тоже почти нет (у самок шансов больше), ответственности тоже правда нет. У этих ребят неизбежно возникают черты, которые можно назвать депрессивными. Они подавлены и запуганы, трусливы, нерешительны, всегда очень агрессивны – но это подавленная, скрытая агрессия. Их агрессия не выражается в контактах, поэтому они склонны к беспричинно-разрушительному поведению (вандализм). Если для доминантов и субдоминантов характерны короткие, острые стрессы, то для подонков – постоянный, хронический стресс. Они чаще болеют, и именно они попадаются в зубы хищников.
Иерархия поддерживается при участии таких эмоций, как страх и ненависть, и их гомологов – любви и уважения. Доминант испытывает некоторый страх, прежде всего перед выдающимися бета-особями, но ярость берет верх. Испытывать ненависть к доминанту могут позволить себе только субдоминанты, все остальные испытывают к нему чистый страх, причем чем больше разница статусов, чем сильнее. Страх и ненависть – очень тяжелые переживания. Поэтому в психической эволюции возникло новою чувство, дериват страха – уважение. Страх вытесняется, а сильная связь и пиетет перед авторитетной фигурой сохраняется. Эти два чувства вполне можно дифференцировать, что не мешает одному из них участвовать в генезе другого. Все способы выражения уважения в любой культуре – это ритуальное выражение умиротворения и подчинения. Обращение на «вы» тоже есть не что иное, как средство выражения важности (многочисленности) другой персоны. Уважение – добровольное отношение, оно не сопровождается унижением, всплеском эмоций, испугом и приливом агрессии, а воспринимается как должное обоими участниками – что выступает в роли отличной «смазки» иерархических отношений.
Если страх слишком сильный, ужас – то он сменяется иным своим дериватом – любовью. Все известные тираны и диктаторы были очень любимы многими из своих подчиненных – и как правило, не самого высокого ранга. И эта программа объясняет известный специалистам «голландский синдром» (название варьирует) – если террористы слишком жестокие, заложники начинают всячески им помогать, услуживать, причем добровольно, даже с некоторым пристрастием. Например, сообщать о начале штурма. Порой доходит до совершенно жуткого, трагического поведения. В Беслане, дети, которых выбрасывало при взрывах из окон, хотя в шоке, раненные и обожженные, поднимались, добирались до окон и залазили внутрь, туда, опять, к террористам. Интенция этого действия такова: «Если Он увидит, как сильно я его люблю, Он возможно меня не убьет, или убьет последним». Тут уж точно не скажешь, что дети симулировали – едва ли они вообще соображали. Такая любовь к деспоту искренняя, ослепляющая, исходит из самой глубины души. Когда тиран велит казнить, или бросает на смерть, люди идут на смерть с криком: Ура! Да здравствует тиран! Показательный фильм «Бункер». Приспешники Гитлера с трудом добирались до бункера через охваченный жесточайшими боями Берлин, и плакали от счастья провести последние дни вместе с фюрером. Когда офицеры получили известие, что Гитлер мертв и армия капитулировала, несколько из них тот час же выстрелили себе в голову. Их жизнь больше не имела смысла.
Кстати, любовь есть великолепное средство от ужаса. Если вы оказались в сильном ужасе, попробуйте кого-то полюбить. Как рукой снимет.
Значение автолитарной иерархии отлично видно, когда иерарх умирает. Первая реакция – шок и испуг, как и на любую его акцию – страх Царя, по инерции, даже мертвого. Но потом структура сообщества в значительной степени разваливается, и наблюдается значительный всплеск (как ни странно) агрессивности и жестокости. Те, кто сопротивлялся, остался несломленным, субдоминанты и некоторые «свободные» члены сообщества радуются, шестерки и фавориты, сломленные, чья идентичность сильно опиралась на вождя, и которые его поэтому сильно любили, пребывают в глубоком горе. Остальная, значительная часть низкостатустного населения, лишенные источника страха, вымещают накопленную агрессию на ком только можно (автоматически несколько поднимаясь по статусу). Массы требуют справедливости и наказаний всех виновных; низложенного, но живого царя травят и казнят; побежденного короля Англии Карла I Стюарта обезглавливают под ликование толпы. Вообще, чего стоит история средневековья. Просто песня!

При всем этом, иерархия и власть являются важнейшими инстинктивными и социальными приобретениями животных. Благодаря иерархии сообщество структурируется, приобретает прочность, стабильность связей, устойчивость к внешним воздействиям и изменениям – некоторый агрессивный тургор. Такое сообщество может противостоять серьезным угрозам, и/или решать тяжелые, опасные задачи выживания, например, отбиваться от врагов или совместно охотиться. Какое из ведомств сохранит дееспособность при каком-то крупном катаклизме? Правильно, армия.
Как я показал, стабильная иерархия характеризуется постепенным снижением в филогенезе физических конфликтов и поединков на ритуальные выражения угрозы подчинения, а потом и уважения, морали и культуры, при сохранении агрессии участников сообщества для иных целей. Не грызут друг друга, а всего лишь состязаются в психологических поединках, ругани и брани, и не все беспорядочно друг друга подавляют, а только доминанты. С эволюционной точки зрения, как показали исследования М. Смита, Трайверса, Докинза, иерархия является эволюционно-стабильной стратегией, т.е. таким положением дел в конкретных экологических условиях, при которых среднестатистически, каждая особь максимализирует свой индивидуальный, итоговый успех.
Кроме того, в сложно организованные группах с более жесткой иерархией существуют часть особей, в «табеле о рангах» не участвующие. Они не борются за власть, не стремятся сделать карьеру. Такое могут себе позволить только достаточно сильные, здоровые особи, имеющие территорию, собственность или иные жизненные потребности удовлетворенными. Кроме того, существует особая социальная подгруппа, в которой иерархия отсутствует. Объединяясь в такую группу, животные не стремятся доминировать или подчинятся, а просто проводят время, отдыхают. Такие клубы есть у воробьев, ворон, галок, пингвинов, дельфинов, собак, павианов, шимпанзе и др.
У ряда наиболее продвинутых животных, помимо собственно агрессии и иерархии есть еще и иные социальные связи, основанные на альтруистических программах, личных дружеских связях. Альтруизм и привязанность, хотя из агрессии развиваются, выходят за рамки иерархии.


--------------------
Каждый человек по-своему прав, а по моему - нет.
Go to the top of the page
 
+Quote Post

8 Страниц V  « < 2 3 4 5 6 > » 
Fast ReplyReply to this topicStart new topic
1 чел. читают эту тему (гостей: 1, скрытых пользователей: 0)
Пользователей: 0

 



- Текстовая версия Сейчас: 25th November 2017 - 12:26
Rambler's Top100