Первейшее лекарство состоит в том, чтобы не относиться к большому обществу слишком серьезно и интересоваться тем, с кем имеешь дело.
Пол Гудмен


Copyright © 2007
Gestalt Life

Травма, стресс, кризис. ПТСР / Черепанова Е. Психологическая помощь детям, пережившим психологическую травму

КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ ПРЕОДОЛЕТЬ ГОРЕ

В   1988 г.  в Англии вышла книга "Помогая детям справиться с горем". В ней предлагаются рекомендации для учителей, в классе которых есть ребенок, потерявший кого-либо из близких. Ее автор Р. Нельс дает советы учителям, как помочь ребенку преодолеть горе.

Начальная школа.

1. Наблюдайте за изменениями в поведении ребенка, потерявшего кого-либо из близких.

В первые недели может появиться тенденция к изоляции, агрессивность, гнев, нервозность, замкнутость, невнимательность. Относитесь с терпением, старайтесь не показывать своего удивления, не заставляйте ребенка делать что -либо вопреки его воле.

2. Если ребенок хочет поговорить, найдите время его выслушать. Чаще прикасайтесь к ребенку.

3. Постарайтесь привлечь лучших друзей ребенка.

4. Будьте готовы к вопросам ребенка и всегда будьте честны с ним.

5. Докажите ребенку, что плакать не стыдно.

6. Никогда не говорите ему: "Ты ведь так не думаешь, не правда ли?" Особенно если это касается детских страхов или чувства вины.

7. Старайтесь быть в контакте с родителями.

8. С особенным вниманием относитесь к "трудным" дням, например, праздникам.

Средняя школа.

Если в классе есть ученик, потерявший кого-либо из близких, рекомендуется провести классное занятие - дискуссию на тему смерти (что, впрочем, полезно в любом случае. - Е.Ч.)

Учитель должен сказать такому подростку, что знает о том, что произошло с ним. Это важно, чтобы подросток не чувствовал себя одиноким. Хорошо, если об этом также узнают его товарищи. В школе должно быть место, где ребенок мог бы побыть один, поплакать наедине с собой. Среди его товарищей может быть назначен "помощник", который опекал бы его.

Учителю нельзя забывать, что родители тоже нуждаются и в психологической помощи и поддержке.

Подросток может погружаться в собственные размышления настолько, что теряет связь с окружающим миром. Если он забыл, о чем вы его спросили, проявите терпение, повторите вопрос, скажите, что вы тоже иногда забываете что-то.

Бесполезно говорить подростку, чтобы он больше старался, не впадал в задумчивость. Умственно подросток совершенно дезорганизован. Иногда можно предложить подростку представить себе, что он не на уроке, а занимается, например, своим любимым видом спорта. Этот прием не облегчает горя, но помогает ученику заставить себя работать, не отставая от класса.

Правда, очень важно учитывать, что иногда ребенок использует свое горе в качестве оправдания плохой учебы.

Существуют целые психологические программы для детей, переживающих горе. Одна из таких программ будет предложена в конце главы.

Патологическое горе у детей


До сих пор мы в основном говорили о нормальном горе. Однако существует еще и вариант патологического горя. Что это такое?

Нормальная "работа горя" может стать патологическим процессом, если человек "застревает" на одной из фаз. Как правило - на второй. Это приводит к тяжелейшим последствиям, когда человек обречен бесконечно долго переживать острую фазу горя - самую тяжелую, самую болезненную. Все симптомы второй фазы усиливаются и подчеркиваются. И у человека развивается тяжелейший синдром посттравматических стрессовых нарушений в полном объеме (см. главу 1).

Причины возникновения патологического горя:

Конфликты или ссоры с близким человеком перед его смертью. 
Невыполненные обещания. Например, сын обещал матери приехать к ней, но откладывал, пока не стало слишком поздно...
Определенные обстоятельства смерти близкого.
Когда человек по разным причинам не присутствует на похоронах и не имеет возможности попрощаться.
"Непохороненные мертвецы" - без вести пропавшие, те, чьи тела не были найдены, те, о смерти которых не сообщили близким, и т. п. 
 

Норвежский психолог Алле Дырегров предложил классификацию ситуаций в зависимости от риска возникновения патологического горя у детей. Он различает горе и травму. Горе - нормальный процесс, а травма - процесс образования синдрома посттравматических нарушений.

Чем больше на графике характеристики ситуации смещаются вправо, тем больше риск возникновения патологического горя.
......

На рисунке видно, что легче всего переносится ожидаемая утрата, когда ребенок при смерти не присутствует. Так, речь идет о смерти бабушек и дедушек.

В своей жизни ребенок сталкивается со смертью прежде всего этих членов семьи. При этом ребенок заранее знает, что бабушка или дедушка уже старенькие, они скоро должны умереть, они долго болеют. В этом случае, если ребенок подготовлен заранее и не присутствует в самый момент умирания, процесс горя, как правило, протекает легче всего.

Тяжелее бывают случаи, когда ребенок в принципе знает, что бабушка или дедушка могут скоро умереть, но их смерть выступает полной неожиданностью.

И гораздо более травматичными являются случаи, когда ребенок сталкивается с насильственной смертью. Наконец, к самым травматогенным относятся ситуации, когда ребенок был вовлечен в тот несчастный случай, катастрофу или войну, которые унесли жизнь его близких, но он сам выжил.

Работа горя значительно осложняется в таком случае виной выжившего ("почему я выжил, а он погиб").

Детское восприятие того, что произошло, также сильно зависит от возраста и психологической зрелости. Более маленькое дети иногда вообще могут не понимать смысла происшедшего. Но половые различия в реакциях на то, что произошло, очевидны. Девочки легче могут говорить о своих мыслях, впечатлениях и реакциях, чем мальчики, что способствует в значительной мере их более быстрому исцелению.

Ситуацией, в значительной мере вызывающей патологическое горе (я бы даже сказала - в максимальной степени), являются так называемые "непохороненные мертвецы" - без вести пропавшие, те, чьи тела не были найдены, те, о смерти которых не сообщили близким, и т.п.

Дело в том, что пока событие не произошло, работа горя в полной мере начаться не может. Эта ситуация предельно тяжела. Ситуация неопределенности страшна сама по себе. Любая, пусть даже самая страшная определенность - лучше. В условиях неопределенности человек в своем представлении то хоронит своего близкого, ожидая самого худшего, то вдруг с пробуждающейся надеждой надеется на чудо.

Тяжело пережить смерть, смириться с мыслью, что близкий человек умер, но в ситуации неопределенности это приходится делать несколько раз в день, переходя от надежды к полному отчаянию. Это состояние разрушительно для любого. И даже надежда здесь играет отрицательную роль. Собственно, она-то и не дает возможности начать процесс переживания горя. Пока жива надежда, человек обречен вечно за нее цепляться. Так что в какой-то мере безнадежность лучше.

Поэтому вы можете помочь человеку, отнимая у него надежду, как ни странно это звучит.

Отсюда вытекает одна из самых абсолютных рекомендаций, касающаяся психологии горя.

Всегда и во всех случаях надо сообщать о смерти близкого. Родные, я не знаю каким образом, всегда начинают догадываться о смерти близкого. Им начинают сниться сны, мучить всевозможные подозрения. Они начинают по многу раз спрашивать своих друзей о самочувствии близкого и т.п. И мой опыт, и опыт моих коллег свидетельствует, что информацию о смерти близкого утаить невозможно.

Если же не сообщить, то человек оказывается в той ужасной ситуации, когда его терзают самые страшные подозрения, но он не обладает достаточной информацией и продолжает надеяться, что, может быть, это всего лишь его больное воображение. Так он и живет, переходя от полной безнадежности к счастью надежды. Так что, не сообщая человеку о смерти близкого, якобы щадя его, на самом деле вы меньше всего думаете о нем.

Вот что произошло с пятилетней девочкой, которой не сообщили о смерти отца.

Маша Н. (5 лет). У нее год назад умер отец, но мать убеждает ее, что отец "в командировке".

Мать привела девочку ко мне, потому что девочке "везде видятся гробы", которые она все время рисует. Например, она сидит в гостях, вдруг у нее появляется отсутствующий взгляд, после чего она сообщает, что в углу комнаты видела стоящий гроб. Мать водила ее к психиатру, который не нашел никакой патологии, и она решила обратиться к психологу.

Пока мы беседовали с мамой, девочка попросила карандаш и стала рисовать.

Сначала она рисует человечка.

Я: Кого ты нарисовала?

Маша: Папу. Папа уехал и живет в домике.

(В этот момент я начинаю сомневаться, действительно ли девочка не догадывается о смерти отца.)

Я: Нарисую домик, в котором живет папа.

М.: Рисует красный прямоугольник, в нем черный квадрат. Внутри его три черты, делящие его на три части, внутри расположен человечек. Рядом рисует красный, вполне реалистичный дом с окошком, который соединен с прямоугольником дорожкой. Поясняет, что рядом нарисовала их собственный дом.

(На этом этапе я уже не сомневаюсь, что девочка все знает.)

Я: Папе нравится его домик?

М.: Нет, он скучает по нас, и домик плохой, тесный.

(Опять образ гроба!)

Я: Нарисуй другой домик, который папе понравился бы.

М.: Рисует тот же черный квадрат, но побольше, с такими же двумя параллельными линиями внутри, как и на предыдущей рисунке. Разница только в том, что вместо человечка

внутри - три цветка. Один поменьше, два побольше. (Точь-в-точь соответствует числу членов их семьи.)

Я: А этот домик папе нравится?

М.: (После длительной паузы) Тоже не нравится.

Я: Придумай такой домик для папы, который бы ему точно понравился.

М.: Берет синий карандаш и, увлекаясь, рисует большой дом с окнами и с дверьми. На окошке занавеска, стоит цветочек. Из трубы выходит дым. Говорит: "Здесь папе нравится, но он скучает по нас".

Я: Что еще должно быть в этом домике, чтобы папа не скучал? Чтобы ему совсем было хорошо здесь.

М.: Надолго задумывается.

Ее мать в это время едва сдерживает рыдания, так как начала уже понимать, о чем

идет разговор. После длительной паузы сообщает: "Чтобы папа не скучал по нас, нужно, чтобы в его доме вместо мамы и меня ждала бы другая тетя, чтобы папе было весело".

Мать, внезапно переставая плакать, заинтересованно:

"Какая другая тетя?"

М.: Тетя, которая родила бы ему ребеночка - девочку.

(Маша строит, создает как бы параллельное пространство, в котором мог бы жить ее отец. Не правда ли, это напоминает традицию, когда в гроб умершему кладется все, что ему может понадобиться на том свете - жен, вещи и т.п.)

Я: А теперь папа будет скучать?

М.: Еще немножко будет, потому что он беспокоится о нас.

Я: Что нужно сделать, чтобы он не так беспокоился?

М.: Нужно ему сказать.

Я: Вот в этом замечательном домике живет папа. Скажи ему то, что ты хотела сказать.

М.: Папа, о нас не беспокойся. У нас все хорошо. Не скучай, до свидания. (Машет рукой, прощаясь, переворачивает страницу и начинает, припевая, рисовать цветочки.)

Вот такой случай. К сожалению, я не имела возможности наблюдать эту девочку в течение длительного времени, но за три недели после этого разговора девочка гробов ни разу больше не видела. Она повеселела, у нее наладился аппетит, она стала лучше спать.

Что же произошло на этом психотерапевтическом сеансе? Из-за того, что девочке не сказали о смерти отца, у нее стал развиваться патологический процесс, сопровождаемый галлюцинациями. Этот покойник не был похоронен.

Что означает символика похорон? Прежде всего возможность попрощаться. Девочка была лишена этой возможности. Поэтому я и создала ей эту возможность на сеансе.

Создав домик (удобный и т.п.) для отца, она тем самым в какой-то мере разрешила свое чувство вины ("папа живет в маленьком тесном домике"). А разрешив проблему с чувством вины, она смогла попрощаться с отцом.

Повторяю, похороны во всех культурах организованы и продуманы таким образом, чтобы человек мог прощаться с близким. Когда человек по разным причинам не присутствует на похоронах, у него может возникнуть патологическое горе, и тогда, чтобы облегчить его страдания, рекомендуется так или иначе воспроизвести процедуру похорон и прощания. Если невозможно это сделать в реальности, то остаются такие символические пути, как было показано на примере с Машей.

Одна из важнейших рекомендаций психологов, работающих с детским горем: всегда, вне зависимости от возраста, рекомендуется брать детей на похороны близкого человека.

Еще один важный, на мой взгляд, момент. Чем меньше ребенок, тем легче у него протекает горе. Чем старше становится человек, тем больше он понимает и тем больше начинает бояться смерти. Больше всего боятся смерти пожилые люди.

Есть и другие способы облегчить страдания ребенка во время патологического горя.

Как я уже говорила, часто причиной задержки работы горя выступают не разрешенные вовремя конфликты, непроговоренные чувства. Как и в вышеприведенном случае, задача психолога - помочь эти чувства проговорить и разрешить конфликт, пусть даже и в символической форме. Например, это может быть письмо, написанное умершему и прочитанное на кладбище, или разговор с "пустым стулом", на котором представляется умерший, разговор с фотографией и т.п. Иногда это единственный способ дать людям облегчение в их бесконечном возвращении к тому, что было недоговорено. (Необходимо завершить незавершенные гештальты - Е.Г.)

Еще одна форма работы с детьми, переживающими горе, - групповые занятия. Далее я привожу программу релакс - тренинга, предложенную Р.Нельс. Эту программу могуг проводить не только психологи, но и учителя, которые знакомы с психологическими основами травматического стресса.

Упражнения направлены на то, чтобы помочь ребенку преодолеть негативные последствия пережитого горя. Занятия проводятся в форме игры, но реализуют очень серьезные цели.

Вот некоторые из ник:

1) минимизация психологического страдания;

2) перевод негативной установки в отношении к себе в позитивный творческий план;

3) поиск индивидуальных и групповых стратегий преодолении горя;

4) формирование групповой сплоченности для оказания психологической поддержки друг другу.

Релакс- тренинг

1. Детям предлагается разделиться на группы по 3 - 4 человека и каждой группе придумать игру без правил. Специальные инструкции не даются, но нужно следить, чтобы дети меньше говорили, а больше играли, демонстрируя в игре, в действии то, что они хотели бы сказать.

Время для придумывания не ограничивается. Взрослый должен следить, чтобы никто никого не обижал.

2. Упражнение

а) Члены группы ложатся на животы и закрывают глаза.

б.) все ползут по направлению к центру с закрытыми глазами.

в) они начинают ощупывать друг друга, ползти друг на друге и образуют "кучу - малу".

После команды "Подъем!" вся группа встает и идет от центра на свои места.

3. Упражнение.

Ведущий собирает группу вокруг себя и предлагает всем сидя попридумывать, пофантазировать. Он говорит примерно следующее: "Я хочу, чтобы вы придумали, что бы вы хотели сделать в будущем. Выберите место и время действия и перенеситесь мысленно в это время и место.

Сосредоточьтесь на том месте, где вы находитесь. Обратите внимание на все детали вокруг вас - ландшафт, дома, людей и т.д. Обратите внимание на себя, во что вы одеты. Кто вас окружает? Что это за люди? Опишите время и место, выбранные вашим воображением. Как вы себя чувствуете и что вы чувствуете в выбранном времени? Когда почувствуете, что вам удалось переместиться во времени, возвратитесь в настоящее..."

4. Предложите детям устроиться поудобнее, закрыть глаза, сосредоточиться на дыхании. И тогда, может быть, у них всплывет какой-нибудь образ. Далее ведущий говорит детям: "Когда он у вас возникнет, расскажите о нем, опишите его". Другие могут дополнять, но не перебивать. Продолжать игру, пока не иссякнет воображение.

Включите нежную музыку и предложите детям нарисовать свои образы на бумаге. Потом потанцевать и в танце изобразить этот образ.

5. Проведите обсуждение на тему о фантазии. Предложите представить, что вы бы хотели иметь из того, чего здесь нет. Как вы можете превратить фантазию в реальность?

6. Упражнение.

Каждый ложится лицом вниз, образуя прямые линии, параллельные друг другу. Первый в линии перекатывается по спинам остальных до конца строя. Затем следующий и т.д.

7. Упражнение.

Образовать так называемого дракона. При этом каждый ребенок держит другого за кисть руки. У последнего есть яркий платок в кармане. Это и будет хвост дракона. Образовать также и второго дракона. Игра состоит в том, чтобы первый дракон поймал хвост второго дракона, но так, чтобы не потерять свой. Можно сделать драконов больше двух.

8. Упражнение.

Группа делится на 2 - 3 подгруппы. Каждая из них выбирает тему для короткой импровизации. Далее они выбирают три чувства, которые будут включены в разыгрываемую ситуацию таким образом, что ситуация будет развиваться от первой эмоции через вторую и заканчиваться третьей. Но третья эмоция всегда должна быть позитивной.

Например, беспокойство... паника... облегчение (тема - пожар).

9. Упражнение.

После того как каждая группа, поучаствовав в импровизации, реализует свои идеи, она должна представить три живые картинки, каждая из которых соответствует определенной эмоции.

10. Упражнение.

Члены группы, стоя в кругу, заканчивают следующее предложение: "Я горжусь тем, что..."

Варианты: тем, что я сделал для своих родителей, друзей, для самого себя; тем, чему я научился и т. п.

 

 http://www.psyinst.ru/library.php?part=article&id=477
Назад к списку
Rambler's Top100

сОДЕЛУ ГЙФЙТПЧБОЙС